ПРОФЕССИИ ОТ А ДО Я: ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
Привет! Это еженедельная рубрика «Профессии от А до Я». На этот раз Даша Тюрина взяла интервью у корреспондента и ведущего телекомпании «Рифей-Пермь» Дмитрия Гаврилова.
«В своей профессии я каждый день получаю какие-то знания, опыт» - отзывается герой.
ОБРАЗОВАНИЕ
- Получать журналистское образование, наверное, не обязательно. Ведь существует множество успешных российских журналистов, которые не обучались этому мастерству в образовательных учреждениях. Думаю, главное - иметь талант. У меня нет журналистского образования, и талант отсутствует. И я понимаю, что временами мне не хватает знаний, теории, поэтому в этом году я поступил в ПГНИУ в магистратуру на журналиста.
ГРАФИК РАБОТЫ
- В рамках нашей телекомпании мы выходим на работу с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00.
На самом деле график ненормированный, так как тебя могут вызвать на съёмку хоть ночью (если случилась экстренная ситуация). Бывает, что нужно выезжать за несколько суток, если тебя отправляют за территорию Пермского края. Получается, что работаем и в будние дни, и, бывает, в выходные. Могу приехать с работы вообще в четыре ночи, потому что приходится выпустить несколько материалов в день.
А ПОЧЕМУ ТВ, А НЕ РАДИО?
- Я мечтал стать телеведущим с детства. Но меня всегда привлекало и радио, особенно после просмотра фильма, по сюжету которого в прямом эфире происходили различные ситуации, где нужно было импровизировать в эфире, как-то выкручиваться из ситуации. Это драйв. Этим меня и привлекла профессия радиоведущего. После окончания школы я планировал стать радиоведущим, потому что понимал, что для телевидения нужно и образование, просто так тебя не возьмут туда, хотя как-то это получилось!
КАК УДАЛОСЬ ПОПАСТЬ НА ТВ
- Это было два года назад. Увидел в группе института культуры, в социальной сети, объявление, что телекомпания «Рифей-Пермь» проводит конкурс молодых журналистов, конкретно для утреннего канала «Новый день». Победителю обещали трудоустройство в телекомпании. Я подумал: «Почему бы себя не попробовать?». Опыта, как такового не было, хотя я занимался тележурналистикой в рамках киностудии, которую посещал еще будучи школьником: мы участвовали в школе молодых журналистов, проект назывался «Арт-журналистика». Тем более телевидение и журналистика меня всегда привлекали… Заявку на участие в «рифеевском» конкурсе можно было подать, выполнив творческое задание «Одно доброе дело». Для этого необходимо было самостоятельно организовать акцию помощи, снять и смонтировать видеосюжет об этом мероприятии. После этого я стал думать: о чём бы мне снять ролик? Обратился за помощью к родной школе, предложив возродить акцию – концерт для дома престарелых. Гимназия, как раз, отмечала 25-летие. Я сказал: «Было бы не плохо, если мы, спустя много лет, вновь начнём уделять внимание так нуждающимся в этом старикам. В итоге, мы с гимназистами сделали концерт ко Дню Защитника Отечества. Ученики удивляли бабушек и дедушек разнообразными номерами: это были бальные танцы, песни, стихи о войне и даже литературная постановка. Вот… так я и снимал репортаж. Обо всём рассказал. Сначала всё подснял, потом написал текст и озвучил за кадром. Снимал, кстати, сам себя: ставил камеру на штатив, и нажимал кнопку «запись». Что примечательно, потом ещё по этому мероприятию гимназисты и проект защитили, тема: «Проведение мероприятия для дома престарелых». В итоге, все оказались «в плюсе»!
Подал заявку. Месяц переживал. В итоге отобрали семь человек (из 37), их первые репортажи показали в эфире телеканала. Потом отсекли двух, получилась пятёрка (четыре девочки и я один мальчик). Далее проходили новые конкурсные испытания. Было четыре выхода в эфир. Первый – рубрика «Настроение нового дня». Нужно было зрителя чем-то удивить, чтобы зритель при этом чему-то научился. Так как я очень люблю фокусы, пригласил иллюзиониста, который научил меня и зрителей очень простому фокусу с монеткой. Второй выход – проблемный сюжет: осветил волновавшую меня тему, актуальную в Перми – это «атака крыс». Записал интервью с директором дезинфектологического центра. Он рассказал, почему так происходит и как с этим явлением бороться. Третий эфир – рубрика «Утренний гость». Нужно было записать интервью в студии с собственным гостем (мне попался директор театра кукол Дмитрий Вихрецкий). И четвёртое задание – репортаж с места событий. Мне надо было за неделю найти какое-то событие и его осветить. Мой выбор пал на прыжки роубджамперов – это те люди, которые на тарзанках прыгают с моста. На средней дамбе (которая, кстати, вовсе не дамба, а мостовое сооружение). А я боюсь высоты, и просто так никогда бы в жизни не стал прыгать… Ко мне обратились: «Сам-то что? Прыгнешь, не прыгнешь? Для твоего сюжета это будет самое то!». Такой думаю: «Ну, наверное, ради сюжета придётся! Ведь я как герой сюжета должен полностью рассказать о прыжках, в том числе и передать зрителю испытанные мной эмоции, показать что я испытал». И в итоге я прыгнул с этой тарзанки. Но в процессе съёмки случился курьёз: когда я стоял уже привязанный к ограждению, у оператора, который стоял внизу и ждал, когда я полечу, у него выпала батарея из камеры, и запись не осуществлялась. Какие бы знаки мне не подавала девушка-оператор, я ничего не слышал и толком не видел. Она вроде махнула, потом показывает нет: «Не прыгай, у меня камера не включилась!». И я прыгнул просто так. Я спускаюсь, спрашиваю: «Ну что, сняла?». Она говорит: «Нет, у меня батарейка из камеры выпала». Набрался смелости и пошёл прыгать во второй раз. Когда летел, думал: «Что я скажу внизу, когда буду подниматься?». К слову, этот сюжет больше всего запомнился руководству телеканала. Подвели итоги конкурса. Сказали, что их объявят в среду. Нам позвонили в понедельник. Раздаётся утренний звонок: «Здравствуйте. Я шеф-редактор телевизионной службы новостей «Рифей-Пермь». Мы хотели бы Вас пригласить попробовать себя в качестве корреспондента новостей». И я понимаю, что я в конкурсе на место в утренней программе я проиграл… Но всё же остался на «Рифее»! И думаю, от этого только выиграл! В новостях больше драйва, больше эмоций – как раз то, что я люблю.
ЦЕЛЬ ПЕРЕЙТИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ
- Цели попасть корреспондентом на федеральный телеканал у меня нет, поскольку здесь, у нас, на региональных телеканалах, больше свободы: мы можем поднять вопрос, решить проблему, которая беспокоит жителей, и в этом нам никто не помешает, а на федеральных телеканалах, скажем так, более жёсткие рамки. Но я бы рассмотрел работу на любом негосударственном и не подконтрольном государству телеканале.
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ
- Получение знаний из различных сфер жизни, будь то жилищные вопросы или юридические. Интересно изучать. Становишься, своего рода, мульти-инструменталистом. Разбираешься во всем. Правда, везде понемногу.
Ты всегда в гуще событий, а это заряжает. Благодаря привилегиям, журналисты могут пройти в те места, куда нет входа никаким вип-гостям. Знакомишься и с интересными людьми.
Очень слаженный коллектив, который тебя всегда поддержит; всегда заряжаешься атмосферой, с радостью приходишь на работу. Мне она очень нравится.
МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
- Опасность. Бывает, что попадаются такие темы, где приходится сталкиваться с неприятными людьми, которые показывают свой гнев, а бывает, что доходит и до рукоприкладства, до угроз. Могут попадаться люди, которые не всегда доброжелательны к тебе. В этом минус.
Бывает, что поступают угрозы. Грозятся судом. Чаще от виновников освещаемых нами ситуаций. Что-то показали не в том свете, как им хотелось бы… Но мы же не высказываем своё субъективное мнение: показываем так, как это есть! А то, как они всё это додумывают – это их проблемы.
СЛОЖНОСТЬ ПРОФЕССИИ КОРРЕСПОНДЕНТА
- Мне было сложно освоить профессию корреспондента, так как у меня не было должной подготовки, мне было трудно писать информационные тексты. Сейчас мне удаётся писать хорошие тексты, но всё равно иногда возникают трудности в написании текстов, так как не хватает теории, возможно, какого-то опыта.
КАЧЕСТВА ИДЕАЛЬНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА
- Корреспондент (как и телеведущий) всегда должен выглядеть опрятно, он должен быть красив в кадре. У него должна быть хорошая дикция, речь. На него должно быть приятно смотреть в кадре и приятно слушать. Безусловно, корреспондент должен обладать логикой, ведь он своего рода следователь, который должен получить информацию и провести журналистское мини-расследование - выстроить причинно-следственную связь: почему так произошло, опросить героев сюжета... Корреспондент должен уметь писать тексты, понимать о чём он говорит, уметь анализировать и делать выводы, но он не должен высказывать свою точку зрения, всегда должен оставаться на какой-то нейтральной стороне.
УЗНАВАНИЕ НА УЛИЦАХ
- Меня узнают, но не часто. Особенно с микрофоном и с камерой узнают чаще.
СОВЕТЫ БУДУЩИМ КОРРЕСПОНДЕНТАМ
- Хочешь стать корреспондентом – учись писать грамотно и понятно, красиво говорить, импровизировать. Ведь иногда приходится делать всё «на ходу». У тебя нет возможности, как у газетных журналистов сесть, обдумать, проанализировать. Всё должно родится здесь и сейчас, в твоей голове. И если уж ты выбрал этот путь и следуешь ему - не отступай и иди к своей цели.
НЕОБЫЧНЫЕ СИТУАЦИИ
- Смешных историй масса.
Было такое, что оставалось 10 минут до прямого эфира и нужно было срочно выпустить материал, меня мои коллеги отправили читать цитату. Я начал читать цитату, но не успел с ней заранее ознакомиться, запнулся и у меня вырвалось междометие-паразит, затем я начал читать её заново. А так как до эфира было очень мало времени, звукорежиссёр не проверил этот звуковой файл, и это так вышло в эфир.
Мой коллега записывал прогноз погоды в звукозаписывающей студии (это было давно), он читал погоду: «...В Перми -20, -22» и в конце сказал «Вот такая вот фигня». Он не думал, что это войдёт в эфир. На самом деле много казусов бывает, но не очень часто.
Дарья Тюрина, юнкор гимназии №7