Ольга Норова
Ольга Норова: «У меня всегда было одно – это любовь к детям»
Все мы учились в школе и задавались одним вопросом: «Кем я хочу стать в будущем?». Кто-то сразу знает, что хочет быть космонавтом, другие и в 30 лет гадают о своём предназначении. Учитель – это призвание. Только такие выводы можно сделать, познакомившись с историей Ольги Геннадьевны Норовой – педагогом класса «Особый ребёнок» и учителем ОБЖ в Полазненской средней общеобразовательной школе № 3.
– Ольга Геннадьевна, скажите, кем Вы мечтали стать в детстве?
– Учителем и мечтала стать. Очень много перебирала тетрадок, играла.
– Какой был Ваш самый первый урок в роли учителя, сложно ли было?
– Да, сложно, когда я пришла в школу, мне дали класс детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для меня это было неожиданностью, потому что опыта работы с такими детьми ещё не было. Пришлось много учиться, действительно, очень много литературы перебрать. Да, было тяжело в первое время, но я очень быстро нашла контакт с детьми и до сих пор работаю в классе «Особый ребёнок», но совмещаю, ещё я учитель по ОБЖ.
– Как получилось, что Вы стали педагогом класса «Особый ребёнок»?
– Работа моя начиналась с детского сада: закончила школу и сразу пошла работать в детский сад. После меня переманили в школу технического резерва, там я работала психологом. Затем уже я пришла в школу № 3, в неё меня пригласили благодаря психологическому образованию. Позвонила замдиректора по начальной школе – Ольга Леонидовна Бородина – и попросила поработать с детишками, у которых установлена инвалидность. Я не отказалась и почти сразу прошла курсы переподготовки на учителя начальных классов. По сей день не жалею, что пришла в эту школу работать.
– Были ли у Вас этапы в жизни, когда Вы хотели уйти из педагогики?
– Нет, вообще не было. У меня всегда было одно – это любовь к детям, всегда легко находила контакт с детьми.
Через год после трудоустройства в школу № 3 я стала классным руководителем, а сейчас у меня уже долгое время по 2–3 класса классного руководства.
– Классное руководство – это, наверное, дополнительная ответственность? Не сложно?
– Ответственность, она в принципе всегда и везде есть, но работать с детьми легко, для меня это удовольствие. За всё время работы не было конфликтов ни с детьми, ни с родителями.
– Ольга Геннадьевна, как Вам удалось обойтись без конфликтов за 16 лет? Может быть, есть какой-то секрет?
– Да нет, всё просто. Когда нужно, я с детьми в роли ребёнка или подростка. А когда нужно проверить, например, готовность к уроку, они знают, что я могу твёрдо спросить в любой момент. То есть, выражаясь образно, использую метод «кнута и пряника».
С родителями тоже общаюсь без приказного тона в голосе. Если надо решить какую-то проблему – тут же её решаем. Если есть какая-либо просьба поработать с ребёнком индивидуально, тоже не отказываю – персональный подход, его никогда ещё никто не отменял. В любом случае, к ребёнку подходишь индивидуально.
– Как сейчас проходят Ваши уроки?
– Сейчас в мои уроки добавилось больше компьютерной техники и всего, что с ней связано. Чтобы ребёнку было интересно и познавательно, нужен не просто устный рассказ, нужно предоставить ему возможность попробовать сделать самому, испытать на себе.
Вместе с ними иногда и учишься. Бывает, ребёнок подойдёт и спросит о том, в чём ты не разбираешься – и просто отмахнуться от него нельзя. Приходится объяснить, что я тоже знаю не всё, предложить вместе найти ответ на его вопрос.
– Можно сказать, что педагог учит детей, а дети учат педагога?
– Обязательно. Это однозначно, потому что сейчас дети могут действительно чему-то научить. В принципе, мне кажется, и раньше так было.
– Как Ваша профессия повлияла на вас?
– Я только моложе становлюсь. И внутренне, и внешне. Видимо, работая с детьми, настолько я с ними на одной волне, что свой возраст, честно говоря, не ощущаю. Иногда говорят: «Всё-таки 55 лет уже исполнилось, зачем тебе столько работы? У тебя три классных руководства, и как ты справляешься?» А у меня ни один праздник не обходится без стенгазеты, которую я делаю сама, чтобы для детей это было сюрпризом. Классные часы у нас тоже проходят с сюрпризами – и для детей, и для меня это очень интересно, и я только молодею.
– Ольга Геннадьевна, у Вас есть свои дети?
– Да, трое детей, но они уже взрослые. У всех уже свои семьи и свои дети. Я уже даже бабушка.
– Можете ли Вы сказать, что Ваш педагогический опыт и образование повлияли на воспитание своих детей?
– Да, педагог – это постоянная работа. У меня никогда не было проблем с детьми: они всегда понимали, что мама – учитель, ей надо помогать. Я довольна, что действительно у меня очень хорошие дети и внуки.
– Какой бы Вы дали совет молодым учителям, как найти подход к ребёнку?
– Знаете, я всегда говорила и говорю молодёжи, которая к нам приходит: сейчас ситуация с детьми другая. Если в наше время «иди и сделай» воспринималось беспрекословно, то сейчас с детьми коммуникацию надо выстраивать по-другому.
Во-первых, нужно всегда вставать на сторону ребёнка. Я считаю, что, если у ребёнка есть возможность, – он будет учиться. Криком – ты всё равно ничего не добьёшься, это только отстранит от тебя ребёнка. Мне кажется, нужно относиться к детям с пониманием, тогда и проблем не будет.
Во-вторых, направлять их, а не приказывать. Никогда не говорю: «ты должен» и «ты сделай». Я их направляю – и они с удовольствием это делают.
И в-третьих, индивидуальный подход – это обязательно, потому что все дети разные, особенно сейчас, когда все они из разных семей. Всегда говорила педагогам: «Если ребёнок не выучил урок, ну почему-то же он его не выучил?». Нужно выявить причину, а потом уже делать выводы, а кричать на ребёнка нельзя – это не метод воспитания.
– Дети бывают очень озорные и непослушные, как стать для них авторитетом?
– Обязательно нужно подавать пример. Если я по ОБЖ требую форму, то и сама в ней хожу. Личный пример – в первую очередь для того, чтобы дети равнялись на тебя. Если покажешь личный пример, если не будешь повышать голос, – ты всегда будешь с детьми на одной волне (будешь знать, что сейчас происходит у детей, не именно в классе, а вообще в современном мире), станешь для них авторитетом, даже не заметив этого.
– Сложно расставаться с детьми после их выпуска из школы?
– Да, я в любом случае буду плакать. Тяжело.
Выпускники очень радуют, они часто приходят, поздравляют с днём рождения, с Днём учителя, просто напишут – уже приятно. Как у меня говорят дети: «Мам, с тобой по Полазне пройти невозможно!» – то есть всегда здороваются, машут, кричат. Это большая награда, когда дети не забывают.
Валерия Пшеничникова