Юрий Айдаров: «Технологии не заменят учителя»

23 апреля 2018 , 13:09

В 1994 г. А.А. Корзняков, народный учитель РФ, открыл в Перми уникальную физико-математическую школу №146. Сегодня учреждение возглавляет Ю.Р. Айдаров – выпускник 146-й, магистр прикладной математики и информатики, руководитель со своим, особым взглядом на школьное образование. «Перемена-Пермь» расспросила директора о том, чем сегодня живёт 146-я и каким видится ему будущее школы.

Перемена-Пермь: Юрий Рафаэлевич, Вы уже пятый год руководите 146-й. К Вам приходят ребята из других школ города. Что ими движет?

Юрий Айдаров: Переход в нашу школу всегда должен быть осознанным. Я говорю и детям, и родителям: «Главное, хотеть учиться у нас и знать математику, остальное – дело техники. Поступайте, учитесь».

П-П.: Так просто?

Ю.А.: Именно. 146-я – школа с углубленным изучением математики, физики и информатики. Логично, что сюда приходят школьники, которые сильны в этих предметах и связывают своё будущее с профессиями, где требуются конкретные знания точных наук.

П-П.: А как же другие предметы? Русский и иностранный языки? География? Химия?

Ю.А.: За 24 года в школе сложился сильный преподавательский коллектив, который отлично готовят ребят по всем школьным предметам. У нас есть призёры международных и всероссийских конкурсов и олимпиад по биологии, геологии, литературе, иностранному языку. Дело не только в часах, отпущенных на предмет, но и в создании возможностей для учащегося изучать качественно именно те науки, которые ему интересны.

П-П.: Расскажите про педагогов 146-й.

Ю.А.: О каждом из них можно написать книгу. Это не преувеличение, а правда. Наши учителя каждый год показывают сверхрезультаты. При этом они всегда с желанием идут на работу. В чём секрет? Наверное, в ощущении, что ты работаешь в коллективе единомышленников, где глаза горят, руки делают, а ум находится в движении. Зайдите в любой класс. Дети с увлечением слушают учителя. Это очень важно для эмоционального настроя педагога на работу.

П-П.: Сегодня всё чаще можно слышать прогнозы о том, что вскоре живого учителя заменят электронные помощники и дистанционные технологии образования. Вы согласны?

Ю.А.: Обучение детей происходит за счёт тайны взаимодействия нервной системы педагога и ребенка. Мало транслировать слайды и выдавать тест за тестом. Надо понять учащегося, заглянуть к нему в душу, найти правильные слова и подход к ребенку, заинтересовать и влюбить в свой предмет. Гиперактивного – успокоить, стеснительного – поддержать, талантливого – направить, неуспевающему – объяснить. Сможет ли это сделать машина? Не уверен.

П-П.: А что важнее: навыки и компетенции или фундаментальные знания?

Ю.А.: Откуда эти разговоры про навыки? Чьё это мнение? Если ребенок хочет стать астрофизиком или хирургом, разве он должен в школе сшивать нейроны и моделировать теорию структурного подхода? До этого ему минимум лет десять. Сначала надо освоить биологию, химию, анатомию, гистологию, физиологию, а уже потом работать руками. В нашей школе учатся академически одарённые дети, для которых важны качественные знания по предмету. А навыки они сформируют на практике в вузе. Главное, развить интерес к сфере деятельности. Когда я пришёл сюда учиться после 8-го класса, нахватал троек по информатике. Разве кто-то бы тогда сказал, что я поступлю на мехмат классического университета при таких оценках? Нет. Но я много занимался, работал, решал задачи. За каждым достижением стоит труд и усвоение знаний, а уже потом навыки и компетенции.

П-П.: В 2017 году совместно с НИУ ВШЭ в школе открылся класс с углублённым изучением экономических предметов. Почему вдруг экономика?

Ю.А.: Не вдруг. Получение экономического образования сопряжено со знанием математики, и для нас было естественным открытие экономического класса. Не всем же быть физиками и инженерами. Ребята ходят на занятия в кампус «вышки», углублённо изучая не только математику, но и английский язык и обществознание. В будущем они смогут работать в профессиях на стыке экономики и IT, менеджмента организаций, создания бизнеса, управления…

П-П.: С уроками понятно. Есть место в школе творческим проектам?

Ю.А.: Мы стремимся, чтобы ребята оставались школе и после уроков. Кружки, факультативы, секции… Проводим коммунарские сборы и балы, турниры по баскетболу, ходим в театры, поём, снимаем фильмы. Всё как в обычной школе. Мы приветствуем социальную, творческую и спортивную активность учащихся.

П-П.: Каковы итоги этого года? Что ждёт школу в будущем учебном году?

Ю.А.: Сейчас рано говорить об итогах. Впереди четвёртая четверть, сдача ОГЭ и ЕГЭ. Но уже сейчас можно сказать: всё, что запланировано, мы сделали. С каждым годом у нас прибавляется число детей, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам. За этим стоит большая работа коллектива школы. А то, какой будет школа в будущем году, зависит от нового набора ребят. Я сам задаюсь этим вопросом и с нетерпением жду поступления новых учащихся. Посмотрю им в глаза, спрошу, что хотят, и буду делать всё, чтобы их мечты и желания осуществились. Ну и, конечно же, 2019 год – год 25-летия школы. Будем праздновать, встречаться с выпускниками прошлых лет, подводить итоги. Будем стараться, чтобы каждый наш выпускник поступал в тот вуз, в который планирует, и шёл к своей мечте. По-моему, это главное.

Беседовала Наталья Ханова