Татьяна Шитоева: «Здесь особое отношение к школе»

31 августа 2018 , 13:47

Каждая школа похожа на сотни других и вместе с тем у каждой – свои заботы, своё лицо и особый характер. Школа №88 – социокультурный и образовательный центр всего микрорайона Чапаевский. В 88-й учатся не только русские, но и цыганские ребята. Вот такая специфика! Чем живёт школа, с какими проблемами сталкивается и как их решает – обо всём этом «Перемене-Пермь» рассказала директор школы №88 Татьяна Германовна Шитоева.

Перемена-Пермь: Татьяна Германовна, расскажите немного об истории школы? Когда Вы стали её директором?

Татьяна Шитоева: Школа была открыта в 1949 году. За годы работы она претерпела множество изменений: средняя, восьмилетняя, основная… В статусе средней общеобразовательной школы с классами вечернего обучения 88-я была открыта после пятилетнего капитального ремонта в 1994 году. В то время школа находилась ещё в микрорайоне Кислотные дачи. В 2009 году школа была переведена в микрорайон Чапаевский Орджоникидзевского района г. Перми. Я работаю директором школы с 2010 года, со времени становления школы на новом месте. Мне предстояло решить много проблем, и эти первые годы были далеко не простыми.

Перемена-Пермь: Какое место занимает школа в жизни микрорайона Чапаевский?

Татьяна Шитоева: Я бы сказала, что в любом микрорайоне школа всегда занимает особое место. Именно здесь сосредоточены мечты, проблемы и надежды родителей детей, которые уже на этапе школьного образования вступают в реальный социум…

Родители приводят сюда детей учиться. Выпускники приходят поделиться своими радостями и горестями. Ветераны приходят на концерты в честь памятных дат. Дошкольники приходят заниматься в воскресную школу. Избиратели приходят сюда в день выборов. Администрация района и депутаты приезжают, чтобы встретиться с жителями Чапаевского. Школа давно стала центром, объединяющим и скрепляющим всех проживающих в данном микрорайоне. А сам Чапаевский ой какой непростой микрорайон – русско-цыганский. Здесь особое население и особое отношение именно к школе. Школа учит, школа воспитывает, школа развивает и оберегает.

Перемена-Пермь: Каждая школа выбирает свои приоритеты в развитии. Какова стратегия развития 88-й? Что повлияло на выбор именно такого вектора?

Татьяна Шитоева: Осознанно выбранная профессия в старших классах является основным условием эффективной социализации личности. Для нас это означает коррекцию образовательной программы по предметным областям и программ внеурочной деятельности в сторону интеграции со спецификой, задаваемой особенностями развития профессиональной сферы. Мы стремимся сочетать практико-ориентированное обучение с доступной профессиональной подготовкой. Сегодня стране требуются молодые люди с хорошими навыками рабочей и социальной практики и готовностью самостоятельно и успешно решать возникающие жизненные проблемы. Поэтому формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребованных сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики становится приоритетной задачей развития школы.

Перемена-Пермь: В школе сформировался многонациональный состав учащихся. Что, по-Вашему, важнее: развивать толерантность у школьников или формировать уважение к другим культурам и традициям?

Татьяна Шитоева: Толерантность – это основа уважения. Для меня эти понятия неразделимы. Понимание и уважение культур других народов – важный шаг к познанию окружающего мира и уникальных различий между людьми. Важнейшую роль в формировании толерантности у ребят, играет, конечно, школа. Помимо основных функций обучения, мы стремимся воспитывать в детях уважительное отношение к культурным и национальным ценностям. В рамках учебного процесса, а также во внеклассной работе школьники усваивают духовные и культурные системы ценностей разных народов.

Перемена-Пермь: Какое место сегодня занимает педагог в школе?

Татьяна Шитоева: Педагог в школе – основное и главное «средство развития учащихся». Ведь важны не только отметки. Существенное значение имеют также и другие моменты. Например, интонации, которыми сопровождается похвала или порицание. В высказываниях учителя школьник улавливает его позицию и оценку, в соответствии с этим оценивает события, взаимоотношения людей, своих товарищей, себя самого. Оценка со стороны педагога формирует такие качества, как способность к самовыражению, уверенность в себе или, наоборот, неверие в свои силы и возможности.

Перемена-Пермь: Образование – это услуга?

Татьяна Шитоева: Да, образование – это услуга, социальный заказ, который выполняет любое образовательное учреждение в России. Но образование не может быть только услугой, ведь образование – одна из вечных ценностей общества. И в оказании этой непростой услуги учителю отводится особая роль. Да, жизнь идет вперед семимильными шагами, а поспевает ли учитель за изменениями в образовании? Вопрос риторический. Федеральный стандарт предъявляет огромные требования к профессии и личности учителя, и не поспевать и не соответствовать этим требованиям современности педагог не имеет права. Но педагог не робот и не слуга, он, прежде всего, предан своему делу, дает знания предмета и жизни тем, кто сегодня сидит за школьной партой. В нашей школе при неоднородном контингенте учащихся педагогу нужно обладать массой методических умений и приемов, чтобы каждому ученику было комфортно в школе, чтобы до каждого суметь донести смысл образования.

Перемена-Пермь: Татьяна Германовна, расскажите о педагогическом коллективе школы №88.

Татьяна Шитоева: В школе преподают как молодые, так и опытные педагоги. У нас работает система наставничества, что позволяет ускорить процесс адаптации молодого педагога в коллективе.

Перемена-Пермь: Как в школе решается проблема эмоционального и профессионального выгорания учителей?

Татьяна Шитоева: Чтобы спастись от выгорания, прежде всего, необходимо правильно планировать, рассчитывать и обдуманно распределять нагрузку. Профилактикой выгорания служит мотивация, любовь к своему делу и детям. Кроме того, в нашей школе осуществляется психологическое сопровождение педагогов. Учителя посещают тренинги и семинары, где обучаются навыкам рефлексивного анализа.

Перемена-Пермь: А какие сегодня ученики в школе №88?

Татьяна Шитоева: На сегодняшний день в школе учится 350 человек. Все ребята очень разные. Большая часть наших выпускников поступает в учреждения среднего профессионального образования.

Перемена-Пермь: Как школа прожила этот год? Какие планы на следующий учебный год?

Татьяна Шитоева: Учебный год школа прожила насыщенно: в трудах и заботах, проблемах и успехах. Педагоги активно участвовали в конкурсах профессионального мастерства. Например, успешно выступили наши педагоги на городском конкурсе эссе «Учитель – профессия творческая»: в номинации «Мои первые победы в профессии» заняли 1 и 3 места. Ученики заняли 1 место в конкурсе видеороликов «Спортивный репортер», 1, 2, и 3 места в конкурсе начинающих авторов «Весенняя капель» и т.д. Результативность, эффективность работы школы постепенно растёт. Основная задача в следующем году – расширить сеть социальных партнёров. Это позволит повысить эффективность реализации профессиональных проб и выстроить связь «школа – СПО-ВПО – предприятие».

Перемена-Пермь: Татьяна Германовна, что Вы пожелаете ребятам, учителям, родителям?

Татьяна Шитоева: Ученикам желаю стать порядочными и достойными людьми, чтобы любой из учителей, услышав знакомую фамилию, смог с гордостью сказать: «Это мой ученик!». Педагогам желаю неиссякаемых сил и крепкого здоровья, бодрого настроения и больших достижений в их деятельности, значительных побед в жизни и искреннего счастья. Родителям – радости от успехов и достижений детей!

Беседовала Наталья Ханова