Почему лицей №10 называют «прорывным»?

3 мая 2018 , 13:12

В Перми есть школа, в которую приезжают учиться дети из Тюмени, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. В голове любого родителя пронесется мысль: что же заставляет ребенка жить вдали от родного дома в чужом городе? За ответом «Перемена-Пермь» отправилась к Андрею Викторовичу Ивенских, директору лицея №10. Ведь именно об этой школе идет речь.

Лицей имеет два корпуса. Один – в Мотовилихе, на Технической: здесь учатся старшеклассники. Второй – на Льва Шатрова. Здесь занимаются ученики младшей и основной школы. При входе в лицей задумалась: а что я знаю о нем? Вспомнилось: здесь можно получить документ об образовании, который позволит поступить в зарубежный вуз. Есть математический профиль. Интересно, неужели за этим сюда приезжают иногородние школьники? Хотелось получить ответ из первых уст.

Андрей Викторович ждал меня в своем кабинете. Классический директорский кабинет. Классический костюм на молодом, серьезном мужчине. Я присела. Андрей Викторович взглянул на часы. «Так, время ограниченно, пора начинать», – подумала я и задала традиционный вопрос, без которого знакомство с директором школы считаю неполным:

Перемена-Пермь: Андрей Викторович, с чего начался Ваш путь в педагогику?

Андрей Ивенских: Я окончил историко-политологический факультет ПГУ (ныне ПГНИУ). Остался работать в университете на кафедре античной истории. Спустя какое-то время по городу разлетелась молва, что НИУ ВШЭ готовится открыть какой-то особенный лицей. Подумал: «Почему бы не попробовать себя не в вузовском, а в школьном образовании?».

Перемена-Пермь: Почему не остались в вузовской системе?

А.И.: Мне всегда хотелось попробовать что-то новое. Когда только зарождалась идея создания лицея, все говорили о том, что он должен быть инновационным, прорывным по многим направлениям. Проработав год в вузовском образовании, я понял, что эта махина малоподвижна и крайне консервативна, трудно сдвинуть ее с места. А в школе многое возможно. Я пошел за этими возможностями.

П-П.: Вы помните, как проходило собеседование?

А.И.: Оно проходило в НИУ ВШЭ в г. Перми. Проводила его Галина Емельяновна Володина, директор «вышки» и несколько специалистов, которые курировали создание лицея. Задавали вопросы о том, что я думаю о современной системе образования, какие изменения планирую, что хочу достичь на новом поприще. Через некоторое время я узнал, что принят учителем истории и обществознания и классным руководителем 10-го класса.

П-П.: Мужчина-учитель – интересное сочетание. Как Вы считаете, какова роль мужчины в современном образовании и изменилась ли она с 2003 года?

А.И.: Я не склонен предполагать, что есть какие-то гендерные особенности профессии. Однако считаю, что всегда хорошо, когда коллектив школы сбалансирован, когда дети видят разных по характеру, темпераменту и в том числе по полу педагогов.

П-П.: Сложнее преподавать у школьников или у студентов?

А.И.: У школьников, конечно, сложнее. Студенты мотивированы, понимают, зачем они в вузе, что делают и с какой целью. Основная задача педагога в школе – в хорошем смысле «заразить» своим предметом, сбалансировать основные составляющие: фундаментальные знания и навыки (критическое мышление, креативность, взаимодействие между детьми и учителями, ценностный набор). У нас формируются, развиваются личностные качества, и делается это неформально.

П-П.: Как в такую консервативную среду, как школа, Вы привносите неформальность?

А.И.: Для многих родителей качественное образование – это уроки, построенные по советской системе. Но мы так не считаем. Мы наполняем жизнь наших детей различными мероприятиями: «классный день», «день спонтанного проявления счастья»… Эти проекты развивают личностные качества ребенка.

П-П.: Вы говорили, что, когда только пришли в лицей, разрабатывали авторскую программу по преподаванию обществознания. На примере этого предмета расскажите, в чем инновационность и зачем она нужна?

А.И.: Обществознание – очень сложный курс. Он должен научить, как человеку функционировать в обществе и разбираться в тех социальных сферах, которые его окружают. Когда мы разбирали созданные программы, поняли, что знания даются в разрозненном виде, в отрыве от практики. Из-за этого дети могут воспроизвести определение, но не представляют, как применить знания. Нашей задачей было сделать так, чтобы дети развили навыки, которые помогут функционировать в обществе: это возможно через решение практикоориентированных кейсов, серию деловых игр. Мы систематизировали старый курс обществознания, «почистили» его и создали свой – инновационный.

П-П.: Если бы к Вам пришли родители будущих первоклассников и спросили, почему своего ребенка лучше отдать Вам, что бы Вы им сказали?

А.И.: Я бы начал с того, что ещё с 2009 года лицей является международной школой. Мы авторизованы по международным стандартам на уровне начальной и старшей школы. Это означает, что мы имеем право выдавать дипломы международного образца, которые ценятся в большинстве ведущих вузах мира. И основная школа у нас выстроена таким образом, что преемственность международных программ не теряется, а углубляется.

Второй момент: мы – единственная школа, которая не является языковой, но в которой 90% выпускников сдают иностранный язык. При этом у нас 70-75% учеников девятых классов уже имеют международный языковой сертификат. Это важно, потому что без английского сейчас никак.

Третий момент: учебный процесс выстроен таким образом, чтобы ребенку было максимально интересно обучаться и чтобы, кроме знаний, он приобретал навыки. Это для нас крайне важно, так как в основном наша российская школа – это «знаньевая» школа. Мы проигрываем в международных рейтингах, потому что теоретические знания наши дети применить не могут. Исследовательская деятельность в нашей школе осуществляется с первого по одиннадцатый класс, причем у нас проводятся как микроисследования, так и межпредметные исследования.

Четвертый аспект: мы работаем в команде. Наша команда педагогов – одна из самых сильных в городе. Мы стараемся выстроить партнерские отношения и с родителями, и с детьми, так как верим, что только в команде можно двигаться вперед.

П-П.: Как Вы выстраиваете отношения с социальными партнерами: высшими учебными заведениями, предприятиями.

А.И.: Лицей №10 начинался как школа при Высшей школе экономики. Понятно, что нашим основным и самым добрым другом является этот вуз. С 2012 года мы активно распространяем наши связи на национальные исследовательские университеты города: ПГНИУ, ПНИПУ. Более того, у нас созданы профили, «завязанные» на соответствующих вузах: физмат-профиль курирует пермский политех, IT-профиль – высшая школа экономики и мехмат ПГНИУ, профиль «право» – юридический факультет ВШЭ. С 2018 года мы запускает отдельный медицинский класс совместно с ПГМУ. Конечно же, география вузов-партнеров включает не только Пермь.

П-П.: Когда состоялся первый выпуск в лицее?

А.И.: Первые выпускники окончили лицей в 2005 году. Они стали первопроходцами в сдаче выпускных экзаменов в виде ЕГЭ. Нам не пришлось привыкать в новой системе, так как мы и наши школьники другого не знали. Поэтому лицей стал абсолютным лидером в ЕГЭ и до сих пор держится в первой тройке-пятерке среди пермских школ. Хотя у нас учатся разные дети, мы не ведем супер-отбор. Самым старшим нашим выпускникам едва 30 лет. Они ещё молоды, но успели достичь высоких результатов. Недавно к нам приезжал Илья Аксёнов из 3-го выпуска лицея. Он – ведущий специалист в бостонской консалтинговой компании, которая входит в 10 лучших компаний мира. Много у нас специалистов в IT-сфере. Кто-то создал свой бизнес. Юлия Терёхина из 2-го выпуска возглавляет модный дом в Милане. Многие наши ребята работают в «Лукойле», «Сбербанке».

П-П.: С одаренными всё понятно. Но есть «ровные» дети, «середнячки». Как вы с ними работаете? Как сделать так, чтобы дети чего-то хотели?

А.И.: Это самая главная проблема. Чем дальше, тем больше таких детей становится. Рецепт один – искать. Искать нишу, сферу, в которой ребенок сможет реализоваться. Ребенок может быть не очень успешен академически, но активно участвовать в социальных проектах. Мы не видим в этом ничего плохого. Надо отточить технологию выбора, дать ребенку шанс проявить себя в максимально разных ролях и понять, где он добивается большего успеха.

П-П.: А как успех связан с участием родителей?

А.И.: Российская система образования построена на содружестве семьи и школы. Но часто родители в лучшем случае содержат ребенка. Тогда надо активнее работать с ребенком, начиная с 7-8 класса, когда уровень самостоятельности в большей степени становится осознанным. У нас, например, около 8 ребят приехали учиться из Пермского края, иногда приезжают из других городов: Екатеринбурга, Тюмени. У таких детей есть мотивация «царапаться», чтобы успешно устроиться в жизни. Дети из города часто проигрывают краевым детям. Например, по английской системе образовательная система связана с пансионами и полупансионами, когда дети живут в школе. Это делается, чтобы минимизировать влияние со стороны семьи. В России другой подход.

П-П.: Сегодняшние родители – крайне занятые люди. Как найти время на ребенка?

А.И.: Надо просто сделать это правилом жизни. В будни найти полчаса, чтобы поговорить с ребенком. Даже Президент РФ находит время, чтобы говорить с семьёй. Мы учим детей тайм-менеджменту: целеполаганию и планированию. Иногда приходиться учить и родителей. Мы проводим трехсторонние конференции: родитель, ученик, учитель. Ученик рассказывает о достижениях, учитель комментирует, родитель задает вопросы. По итогам мы находим точки соприкосновения, решаем, как дома продолжить начинание ребенка, как учителю понять о ребенке то, что понимает родитель. У нас есть диалоговые площадки: родители и учителя собираются за круглым столом и обсуждают, что делать. Мы максимально уходим от таких традиционных форм, как родительское собрание, потому что они в лучшем случае могут донести общую информацию. О конкретном ребенке беседовать на общем собрании как минимум неэтично. Мы персонализируем и понимаем, что не всегда учитель может увидеть, что происходит с ребенком. Но, разобравшись в ситуации, мы стараемся более гибко подойти к учебному процессу, даже скорректировать учебный план.

П-П.: Андрей Викторович, расскажите про систему набора в лицей.

А.И.: Мы принимаем по результатам ОГЭ после 9 класса. Требуются достаточно высокие баллы: от 90 и выше. В основной школе мы проводим компетентностные олимпиады, которые направлены на выявление уровня знаний ребенка и на то, как эти знания он может применить в конкретных ситуациях. Мы пользуемся ситуацией критичности, когда задание по одному алгоритму не решается и необходимо набрать несколько алгоритмов и скомпоновать их. Заявиться на олимпиаду может любой ребенок с 4 по 7 класс. В одном задании требуется проявить знания смежных дисциплин. Всю подробную информацию о датах проведения можно найти у нас на сайте. Кроме того, у нас есть олимпиада по английскому языку для 9 классов и «олимпиада для маленьких интеллектуалов», разработанная совместно с педагогических университетом, для ребят 5-6 лет. В прошлом году в нашей олимпиаде поучаствовало 250 интеллектуалов дошкольного возраста. Мы сами не ожидали, что этот проект станет таким востребованным. Только объявили – пошли звонки от родителей…

Как будто вторя словам Андрея Викторовича, прозвенел звонок. В его кабинет заглянули трое лицеистов. Пришли обсудить черновик какой-то исследовательской работы. Директор снова взглянул на часы. Я поднялась с места. Хотелось спросить у ребят, не из Екатеринбурга ли они? Но не стала. Главное, я нашла ответ на вопрос, почему сюда приезжают учиться иногородние дети.

Беседовала Наталья Ханова