Ирина Петрова: «Лицей – белая птица, устремлённая ввысь»

14 июня 2018 , 13:26

Лицей №8 давно и плодотворно сотрудничает с газетой «Перемена-Пермь». Далеко за примерами ходить не нужно: лицей был активным участником проектов «Клуб юных химиков «Поколение СИБУР» и «Конвергентная журналистика» в рамках фестиваля «Пермь профессиональная». Общих дел и интересов у нас много, поэтому мы не могли упустить возможность лично пообщаться с директором учебного заведения Ириной Борисовной Петровой и узнать о лицейской жизни из первых уст.

Перемена-Пермь: Ирина Борисовна, лицей №8 – одна из самых больших школ г. Перми, в ней учится 1601 ученик. Как удаётся добиваться высокого качества образования с таким числом учащихся?

Ирина Борисовна: Это непростая задача, у нас учатся самые разные дети. Секрет в том, что учебный процесс организован с учётом потребностей каждого ребенка. Школьники обучаются по индивидуальным учебным планам. С пятого класса вводится формат поточного обучения: дети учатся делать выбор и брать на себя ответственность за него. Есть система курсов по выбору, которая готовит ребят к профессиональному самоопределению. С 8 класса ребята занимаются по одному из трех профилей: гуманитарно-педагогическому, инженерно-техническому или естественнонаучному. Учебный процесс сопровождают служба тьюторов и социально-психологическая служба. Всё это в комплексе даёт возможность увидеть каждого ребенка и создать необходимые условия для его развития. Система складывалась годами. Мы строим пространство возможностей, а ученик – свою индивидуальную лицейскую «пирамиду» возможностей.

П-П: Как Вы считаете, образование в лицее можно назвать универсальным? Или всё же есть направление, которое стало ведущим?

И.Б.: У нас есть и универсальное образование (общеобразовательные классы), и профильное. Каждый может выбрать, что ему ближе, и развиваться по этой траектории. Имеются разные уровни изучения предметов: базовый, профильный и углублённый. С учетом этого учащийся составляет свой индивидуальный учебный план. Это несколько усложняет организацию учебного процесса, составление расписания. У каждого ребёнка есть «Дневник успеха» – накопительное портфолио, где он отмечает, в чём хочет быть успешным. Поэтому мы пытаемся создать для каждого ребёнка такую ситуацию, где он сможет проявить себя. Кроме того, наши старшеклассники (ученики 8-11 классов) обучаются по вузовской системе: у нас есть летние и зимние сессии. Такая система повышает мотивацию школьников и обеспечивает лучшие результаты, ведь ребята могут сосредоточиться на своей цели. Мы работаем по вузовской системе ещё с 90-х годов – она проверена временем. Есть у нас и Летняя проектная профильная школа, где теория соединяется с практикой. Есть социальные, учебные проекты. Ребята работают вожатыми, создают пособия, например: «Шпаргалка здорового человека», «Настольная книга эколога», «Азбука энергосбережения для детей»; фотографируют любимые места в лицее, реализуя проект «Лицей в объективе», разрабатывают дизайн клумбы. Ребята сами проводят экскурсии. Мы также работаем с пермской площадкой Сибура, реализуя проект «Вторая жизнь мусора» и участвуя в проекте «Клуб юных химиков "Поколение Сибур"».

П-П: Сейчас очень многие директора школ говорят, что у детей нет мотивации к учёбе. На Ваш взгляд, как можно исправить ситуацию?

И.Б.: Мотивация будет повышаться, если есть ситуация успеха для ребенка. А ситуация успеха будет в том случае, если у ребёнка есть возможность самореализации, выбор, когда он занимается реальным делом, а не играет, когда у него есть поддержка. Так, «Дневник успеха» – это лицо ученика, с его помощью ребёнок узнаёт себя самого, ставит цели, учится их достигать. Умение достигать целей помогает ему при поступлении в вуз.

П-П: Развита ли в лицее научная деятельность?

И.Б.: У нас есть научное общество, которое называется «Лицейская академия наук». Она объединяет ребят с 1 по 11 класс. В лицейской академии наук ежегодно проходят научные конференции для учеников всех ступеней обучения. Есть пленарные заседания, где мы показываем самые интересные работы. Конференции тоже разные: кто-то представляет теоретические работы, кто-то – практические, ну а кто-то – проекты. Так ученики постигают культуру научной и проектной деятельности.

П-П: А какие в лицее есть творческие направления?

И.Б.: У нас есть лицейский театр, которому уже 11 лет. В этом проекте задействовано очень много ребят: в каждой параллели – своя труппа. В сентябре открывается театральный сезон, а в апреле мы смотрим поставленные спектакли. Руководят коллективами учителя и выпускники лицея. Мы активно участвуем в театральных фестивалях. Специалисты говорят об индивидуальном стиле театра в лицее №8. В этом году мы предприняли попытку создать исторический театр и поставили спектакль «Сталинград в моём сердце» совместно с региональным отделением всероссийского военно-исторического общества, которым руководит Игорь Алексеевич Гладнев. В спектакле было задействовано 19 человек. Зрителями постановки стали ветераны войн, учащиеся и учителя не только лицея, но и школ Пермского края. Мужчины сидели со слезами на глазах! Ребята будут выезжать с этим спектаклем, работать с режиссером-постановщиком и улучшать его.

Есть у нас в лицее и международный отдел. Он организует работу школьников по проектам на иностранных языках: с реальными иностранными партнёрами из Оксфорда, Дуйсбурга и другими городами-побратимами Перми. К нам приезжают иностранные гости, с которыми ребята проводят встречи, водят их на экскурсии.

В рамках программы «Пространство возможностей» у нас появились лицейские предприятия. Это не игра, а реальные объединения, в них есть свой штат сотрудников, клиенты, директор, есть план деятельности и символика. Там всё серьёзно. Ребята-сотрудники предприятий могут попробовать себя в разных сферах деятельности, поработать в туристическом агентстве «Tour’n Foot», языковом центре «Well done», строительной компании, лицейском кафе, агентстве по организации досуга и отдыха «Стиляги», дизайнерском агентстве. При организации лицейских предприятий мы отталкиваемся от потребностей ребят. Они сами несут ответственность за свою работу, находят клиентов, проводят мастер-классы, экскурсии, организуют «социальные уроки» с другими детьми. Вся эта деятельность способствует социализации лицеистов.

Есть у нас органы самоуправления – совет старшеклассников. Он планирует коллективно-творческие дела, которые ребята наполняют содержанием, организуют. Каждый школьный год посвящён какой-либо теме, например, тема этого года – «Ровесники». А ещё у нас есть профильные четверти, когда внеурочная деятельность связана с определенным профилем.

Самое яркое и долгожданное событие декабря и для ребят, и для учителей – лицейский бал. Весь лицей танцует в актовом зале! Бал каждый год тематический. Выбирается хозяин и хозяйка бала, разрабатывается программа, участники заранее готовятся и учат танцы. Этой традиции уже 10 лет.

В лицее реализуется концепция «говорящие стены». Каждая рекреация лицея оформлена в своей стилистике. Есть уголок, посвящённый лицейскому образованию, литературная гостиница, музей Европы, рекреации, посвящённые профилям и деятелям культуры и науки Пермского края и так далее.

Также у лицея есть своя газета. Ребята участвуют в конкурсах газеты «Перемены-Пермь», в конкурсе сочинений «Золотое перо».

У нас открыта школа полного дня совместно с ДЮЦ «Рифей». Дети занимаются в ДЮЦ «Рифей»: в первую половину дня там работают наши учителя, во вторую – занятия проводят педагоги «Рифея». Ребята учатся петь, играть на музыкальных инструментах. Кстати, в лицее есть и КВН. В этом году мы заняли 1 место на городском этапе. Известная актриса театра и кино Светлана Пермякова – наша выпускница, КВН-щица. Учебная и внеучебная деятельность в лицее интегрированы настолько, что «прорастают» друг в друга.

П-П: В чём, на Ваш взгляд, состоит сегодня миссия лицейского образования?

И.Б.: Воспитать человека, который получил качественное современное образование, обладает культурой самоопределения, у которого есть потенциал. Сейчас ведь нужны люди образованные, которые могут определяться и брать ответственность за решения, интересные личности.

П-П: Расскажите про коллектив лицея №8. Каков средний возраст педагогов?

И.Б.: Коллектив наш разновозрастный, творческий, амбициозный, любящий лицей, неравнодушный к его судьбе. Средний возраст – 40 лет. У нас хороший баланс зрелости и молодости. Есть учитель, который с первого дня работает в школе. Работает школа молодых учителей. К нам приходят работать выпускники лицея – более 10 педагогов. Кстати, выпускники лицея, которые занимались баскетболом, стали организаторами уникального спортивного турнира «Звёзды прошлых лет». Выпускники организуют турнир по баскетболу, играют в баскетбол с учениками, проводят мастер-классы, дарят подарки лицею: баскетбольная площадка, оборудование для тренажерной площадки.

П-П: Какая работа проводится с педагогами в лицее?

И.Б.: Работа с учителями проводится на разных уровнях. Мы стоим на позиции, что обучение должно быть продуктивным. Есть служба, которая отвечает за развитие персонала, есть коллективные творческие группы учителей, организована системная профессиональная подготовка учителей, работают ВТК по различным методическим темам.

П-П: Нет ли у педагогов профессионального выгорания?

И.Б.: К сожалению, оно в принципе свойственно представителям образования, ведь на плечи педагога ложится большая нагрузка. Чтобы избежать профессионального выгорания, мы создаем условия для работы и отдыха, оздоровления учителей, их самореализации, работаем над корпоративной культурой. Учителя ездят на стажировки, а ещё у нас очень развит образовательный туризм. Многие педагоги проходят через курортное оздоровление, занимаются спортом. Жизнь педагога непроста, но увлекательна. И у нас работают именно неравнодушные люди, настоящие профессионалы! Так было с самого основания школы, и мы стараемся сохранять эту традицию и связь поколений.

П-П: Чем знаменателен для лицея №8 уходящий учебный год?

И.Б.: Это был юбилейный год. Лицею исполнилось 25 лет, а школе №8, на базе которой он основан, – 45. Прошли вечера встреч, на которые приехали и первые выпускники. 45-летнюю историю школы и лицея мы отразили в буклете о лицее «В вечном полете…». Приятно, что в этом году у нас были медалисты. В этом же году ребята из оркестра, которые занимались в центре духовой музыки ДЮЦ «Рифей» с 4 по 9 класс, стали выпускниками центра, нашли себя в музыкальной сфере деятельности. Радуют и успехи педагогов. Наши учителя были победителями в творческих и профессиональных конкурсах.

А ещё в этом году появилась тренажёрная площадка, которую наши выпускники прошлых лет сделали вместе с депутатами.

П-П: Какие цели и задачи Вы ставите на будущий год?

И.Б.: Мы продолжим реализовывать проект «Модель продуктивной школы». Будем заниматься восстановлением волейбольной площадки, создавая условия для занятия и этим видом спортом. У нас очень красивая территория, где играют дети, где любят бывать жители всего района. Мы этому очень рады! Вскоре на территории появится новый арт-объект – клумба, повторяющая символику нашего лицея. Символ лицея – белая птица на желтом фоне, устремленная ввысь, – появился по задумке детей. Идея была взята из выступления агитбригады молодых учителей 1991 года, там были слова: «Школа – белая птица, в вечном полёте она». Теперь эта корпоративная символика очень важна для всех, кто учится и работает в лицее.