Игорь Макарихин: «Зачем нам заводы, если мы не ходим в театр?»

29 августа 2018 , 13:37

Летом 2018 года юнкоры «Перемены-Пермь» встретились с ректором ПГНИУ Игорем Юрьевичем Макарихиным. Встреча проходила, что называется, «без галстука». Вопросы ребята готовили заранее. Но беседа увела их далеко за пределы подготовленных вопросов.

Перемена-Пермь: Игорь Юрьевич, что такое Пермский классический университет?

Игорь Макарихин: Университет – это 12 000 студентов, получающих высшее образование, 1000 обучающихся в колледже и 3000 сотрудников. У нас работают штатные преподаватели (1000 человек) и преподаватели-совместители (300 человек). Среди них 202 доктора наук и 650 кандидатов наук, то есть остепенённость вуза составляет 70%. При этом каждый третий преподаватель университета моложе 39 лет. Помимо пермского кампуса, есть ещё филиал в Соликамске и обособленное структурное подразделение – база Предуралье, где студенты биологического, геологического и географического факультетов проходят практику.

П-П.: Какое место ПГНИУ занимает среди вузов Перми?

И.М.: Всегда хочется спросить в ответ: «А по какому параметру?». Если говорить о численности студентов, то ПГНИУ занимает 2-е место после политехнического университета. Важный показатель – количество выпускников, которые трудоустраиваются по специальности в первый год после окончания вуза. По нашим данным, 85% выпускников находят работу по своей специальности. Это очень хороший результат! Зарплата нашего выпускника уже в первый год работы выше средней заработной платы по Пермскому краю. При этом зарплата после окончания магистратуры выше, чем после окончания бакалавриата. Поэтому каждый год учёбы значительно повышает доход выпускника.

П-П.: Только что закончилась приемная кампания. Меняется ли год от года качество подготовки абитуриентов?

И.М.: Качество подготовки зависит во многом от того, какую школу закончил абитуриент. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступали ребята из «сильных школ», но ситуация такова, что многие из них предпочитают получать высшее образование в Питере или Москве. Сейчас это модно. Решающий фактор в пользу этих вузов: «столичность», «раскрученность» городов, развитая культура… По данным учёных Санкт-Петербургского университета, приток студентов в их вуз на 15% выше именно из-за бренда города на Неве. Однако Пермский университет не теряет популярность у пермяков, а количество иногородних студентов только растёт.

П-П.: В другие города поступают, как правило, ребята, которые заранее продумывают свой образовательный маршрут. Но в школах учится немало школьников, которым как будто учиться не интересно. Про таких говорят: «учится через пень-колоду». Что посоветуете родителям таких немотивированных на учёбу детей?

И.М.: Зря считаете, что в университете таких бедовых студентов нет. Интересно, родители и учителя часто бегают за талантливыми и способными учениками? Нет! Почему? Потому что очень важно выработать у человека желание учиться. ЕГЭ повышению мотивации учиться не способствует. У ребят складывается впечатление: «в нужных местах крестики поставлю, свой балл и аттестат получу, зачем сильно упираться». И вот к нам поступают ребята, правильно расставившие крестики. Нередки случаи, когда отличник и по аттестату, и по результатам ЕГЭ теряется, не справляется с нагрузкой и отчисляется. В связи с этим мы уже третий год используем технологию тьюторской работы со студентами. Есть люди, которые помогают отстающим студентам наверстать упущенное в учёбе. Если же человек ежедневно посвящает занятиям по предмету не менее 3-4 часов, он точно не пропадет. Вуз закончит. Диплом получит.

П-П.: Игорь Юрьевич, а как влияет на образование наступление века цифровизации?

И.М.: Цифровые технологии могут быть хорошим дополнением, но никак не могут заменить классические методы обучения. Их значимость сильно преувеличена. Сначала обучающемуся транслируют знания, потом он предъявляет то, что получил после теоретического и практического изучения. Преподаватель оценивает студента и помогает лучше усвоить материал. Проводит работу над ошибками. Снова объясняет. Назначает дополнительный урок. Это работа занимает 30% времени педагога. А что может сделать робот, вещающий миллиону слушателей во всём мире? Наивно полагать, что искусственный интеллект или один профессор устанавливает интерактивную связь с миллионом учеников. Он точно не сможет определить, правильно его поняли или нет.

П-П.: Сейчас ребята стоят перед выбором: идти в 10-й класс или в колледж. Что посоветуете?

И.М.: Нет универсального рецепта. Если вы хотите получить какую-то профессию, надо идти в колледж. После окончания устроитесь на работу и потом уж решите для себя, надо ли вам получать высшее образование или нет. У нас ведь далеко не все имеют высшее образование. Среди жителей Пермского края таких только 20%. У всех остальных есть либо среднее профессиональное, либо среднее образование. Нет такой сверхзадачи – всех отправить в университет. А вот если есть желание, возможность, детская мечта, наконец, о высшем образовании, тогда лучше концентрироваться на подготовке к поступлению в вуз, а это означает очень серьезную учёбу в 10-11 классе.

П-П.: Пермь – город-завод. Пользуются спросом технические специальности? Как быть гуманитариям?

И.М.: Доля промышленного производства в валовом продукте значительно больше, чем в любом другом городе страны. Мы – суперпромышленный центр. Это нормально. Это повышает устойчивость региона. Но, с другой стороны, это ведь не 100%, и даже не 50%. Всего 30%. То есть масса людей работают в организациях, не связанных с промышленностью. И трудоустройство, и обучение в Пермском крае по гуманитарным специальностям доступно. Если это мечта, то вопрос денег – второй вопрос. Через 4 года после окончания вуза вы окупите свои вложения в учёбу. Конечно, бюджетных мест на инженерные специальности больше, но так будет не всегда! Когда в крае возникли проблемы со здравоохранением, набор студентов-медиков стал расти. И с гуманитарными специальностями может случиться также. Зачем нам заводы, если мы будет дикарями, которые не ходят в театр и не смотрят кино?

П-П.: А введение устного экзамена по русскому языку – тоже следствие всеобщей безграмотности?

И.М.: Тут срабатывает много факторов. Мы сегодня говорили про гаджеты. У тех, кто их часто использует, но мало читает книг, уровень грамотности не очень высок. Грамотность – это элемент культуры. Соответственно, снижение уровня грамотности является тревожным признаком изменения культуры. Для формирования грамотности важно читать правильные тексты, которые прошли экспертную проверку. В те времена, когда мы, будучи школьниками, читали, любая книга проходила редактирование. А теперь какие тексты читает молодежь? Зачастую, безграмотные. Значит, произойдет снижение культурного уровня целого поколения. Вот вам гаджеты и цифровизация! Думали, так будет лучше. А жизнь показывает обратное. Надо ориентироваться на имеющийся опыт, полученный предыдущими поколениями. Поэтому и возвращаемся к устному экзамену по русскому языку.

Записала Мария Моисеенкова, юнкор гимназии №5