Гимназия №8: как найти свой собственный путь?

30 мая 2018 , 13:24

Гимназия №8 занимает особое место на карте образовательных учреждений Закамска. Сюда идут за крепкими базовыми знаниями и отличным уровнем знаний иностранного языка. Но не только… Об уникальности образовательного процесса мы поговорили с Зинаидой Александровной Выголовой, директором гимназии №8.

Перемена-Пермь: Зинаида Александровна, расскажите, как Вы пришли в педагогику?

Зинаида Выголова: Педагогика – это общение с людьми. Мне всегда нравилось вести диалог, поэтому после школы поступила в Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков. По распределению попала на Урал. Конкретно в эту школу пришла ровно 30 лет тому назад. Сначала работала завучем по воспитательной работе, потом – завучем по учебной части. И сейчас я директор.

П-П:В тот момент, когда Вы пришли сюда работать, это ведь была не гимназия, а обычная школа?

З.В.: Верно, это была общеобразовательная школа №68, в которой учились 900 с небольшим детей. Школа работала в две смены, были обычные общеобразовательные классы.

В 90-е годы, когда появилась такая возможность, мы стали работать как школы с углубленным изучением музыкально-эстетических дисциплин. У нас было хорошо развито музыкальное образование. Наши ребята учились играть на скрипке, фортепиано, баяне, флейте, гобое, саксофоне… Были созданы целые оркестры и мы ставили настоящие оперы на иностранном языке.

Тогда нас финансировал муниципалитет. Затем экономическая ситуация немного изменилась: финансирование сократилось, и, чтобы продолжать развиваться, мы были вынуждены сделать новый рывок – на статус гимназии. Мы отвечали всем необходимым для этого требованиям. Пройдя аттестацию и аккредитацию, стали гимназией №8.

П-П: А в каком году появилась 68-ая школа?

З.В.: Она была основана в 1967 году. В декабре мы праздновали 50-летие нашей школы. Мероприятие проходило во Дворце культуры имени Кирова. Мы проводили грандиозную встречу, приехали много выпускников. Были приглашены и школьники с 1 по 11 класс, чтобы познакомиться с историей школы.

А до этого, в осенние каникулы, у нас состоялась большая встреча выпускников. На ней собрались представители всех 50 выпусков, которые у нас были. Было много выпускников из первых выпусков. Это удивительно, ведь раньше на подобных мероприятиях в основном собиралась молодёжь – те, кто закончили школу недавно. Ребята встретились, пообщались, вспомнили всех учителей, которые у нас работали. Это было очень волнительно.

На встрече присутствовала предыдущий директор- Носкова Тамара Михайловна. Первого директора школы, Лидии Ивановны Байковой, к сожалению, сейчас уже нет в живых, а Распопова Лариса Васильевна не смогла прийти по состоянию здоровья, но мы записали от неё видеосюжет-поздравление. У нас были замечательные директора!

Я – четвёртый руководитель этой школы. Это не так уж и много. Стабильность педагогического коллектива – сильная сторона нашего учебного заведения. Но, к сожалению, многие наши коллеги становятся «взрослыми», уходят на пенсию. Сейчас мы перешли на новую ступень развития: начинаем принимать молодых специалистов, восстанавливаем институт наставничества. Но не все молодые педагоги остаются работать, многие не выдерживают нагрузки. Они рады общению с детьми, но не готовы к объёму подготовительной, «бумажной» работы, разработке проектов, учебных программ. Что поделать? Учимся, стараемся, продвигаемся вперёд.

У нас работают и наши выпускники. Например, Елена Викторовна Болдырева и Мария Викторовна Мальцева, раньше учились в этой школе, а сейчас преподают здесь немецкий язык. Они очень активные. Мария Викторовна возглавляет международное направление, в котором мы работаем совместно с Институтом имени Гёте. С ним мы сотрудничаем уже 10 лет. Сейчас гимназия №8 (кстати, единственная в Перми школа) реализует ПАШ-проект «Школы – партнёры будущего». Наши ребята и учителя ездят на различные курсы и стажировки в Германию.

П-П: Скажите, как вы вошли в этот проект? Как узнали о нём?

З.В.: Мы постоянно отслеживаем, какие конкурсы и другие интересные мероприятия предлагаются. Представители из Германии периодически объявляют набор в свои проекты. В этот раз конкурс был объявлен. От школы-участницы требовалось предоставить достижения по различным направлениям: интеллектуальное, культурологическое, спортивное. Мы отправили заявку и вошли в проект. Сейчас ежегодно мы заключаем дополнительное соглашение, где прописываем, в каких именно проектах хотим участвовать. Сейчас хотим попробовать себя в IT-направлении, потому что это требование современности! Нашим ребятам это нужно.

П-П: В чём будет заключаться этот проект?

З.В.: Мария Викторовна съездила на стажировку «Дополненная реальность». Там она обучилась современным технологиям, программам, которые можно использовать в учебной и воспитательной работе. Мы уже провели педсовет на эту тему, обучили тем же программам других наших педагогов. Сейчас будем внедрять данную программу в нашей школе.

К слову, мы стали первой в районе школой, где у каждого педагога на рабочем месте появился компьютер, включая и учителей физкультуры. Конечно, сейчас требуется немного обновить, «омолодить» наше компьютерное оборудование, потому что техника быстро устаревает.

П-П: Давайте вернёмся к теме иностранных языков… Немецкий язык сейчас ведь не так популярен, как английский?

З.В.: Да, мы это осознаём. Но нужно учесть, что мы живём на Урале, где очень много предприятий: химических, медицинских и многих других, которые сотрудничают с Германией.

Я не думаю, что немецкий менее важен, чем английский, хоть он и не так популярен. Наши ребята учат первый язык со 2 класса, второй – с 5 класса. Они овладевают элементарными основами обоих языков: и немецкого, и английского. Мои дети сами здесь учились. Я смотрю на их уровень, и вижу, что их знаний достаточно, чтобы не потеряться в другой стране.

П-П: Когда вы взяли курс на новый путь развития – гимназическое образование, вы выбрали углублённое изучение иностранного языка. А какие ещё есть направления?

З.В.: Раньше мы работали в художественно-эстетическом направлении, и сейчас этот вектор сохраняется в нашем образовании. Преподавание музыки в гимназии построено не так, как в других учреждениях: у нас проходят не просто уроки музыки, а уроки музыкальной литературы. Этот курс ребята изучают с 1 по 7 класс.

П-П: Какими мероприятиями, помимо уроков музыкальной литературы, поддерживается художественно-эстетическое направление в гимназии?

З.В.: У нас постоянно проходят разные конкурсы. Например, конкурс хоров, конкурс песни на иностранном языке «Серебряные колокольчики» и другие. Раз в год мы устраиваем балы на определённую тематику.

П-П: А чему был посвящён последний бал?

З.В.: Эпохе Лермонтова. Бал проходил в ДК имени Кирова. Участвовали даже родители! Кстати, с 1 по 5 класс мы преподаём ребятам ритмику. Основная задача этого предмета – научить детей танцевать классические бальные танцы, по крайней мере, выполнять основные элементы. Конечно, способности у всех разные, но танцуют все.

П-П: Учителя тоже танцуют?

З.В.: У нас учителя не только танцуют, ещё и поют! В школе есть преподавательские ансамбли, которые участвует в различных конкурсах.

П-П: Зинаида Александровна, скажите, сколько сейчас ребят учатся у вас?

З. В.: На сегодняшний день в гимназии 727 учеников.

П-П: Рядом находится очень много школ. Как родители выбирают именно гимназию №8?

З.В.: Мы находимся в центре Закамска. Раньше здесь было достаточно школ, с началом строительства высотных домов учебных заведений стало катастрофически не хватать. Конечно, желающих учиться много, но мы набираем всего лишь два класса. На первый взгляд, школа кажется большой, но это не так. Сейчас остро ощущается дефицит учебных кабинетов.

Тем не менее в этом году нам удалось перейти на одну смену обучения. Для нас это очень радостно! Теперь у нас есть возможность собрать всех вместе, стало проще организовывать учебные и воспитательные мероприятия. Я вообще против второй смены, потому что сегодня отпускать детей поздно вечером очень опасно. Безопасность должна быть в приоритете.

П-П: Наблюдается ли текучка учащихся после девятого класса?

З.В.: Да, текучка есть. Как и любая другая школа, наверное, мы не можем удовлетворить потребности всех учеников. Кому-то нужно более углублённое изучение химии, кому-то – физики, кому-то – биологии. Наши ученики уходят в лицей №1, заканчивают медалистами. Мы очень рады за таких ребят, которым смогли дать хорошее основное образование. Но многие учащиеся остаются: около 65-70 % ежегодно. В этом году мы выпустили три 9-х класса, набрали два 10-х. К нам приходят ребята и из других школ.

П-П: Трудно попасть в гимназию в первый класс?

З.В.: Трудно. Мы бы и рады набрать больше ребят, но, как я сказала, слишком у нас мало мест. Однако к 2020 году правительство обещало построить ещё один корпус на 500 мест. Тогда, я надеюсь, будет по-другому.

П-П: Какая внеурочная деятельность предлагается детям в гимназии №8?

З.В.: У нас есть танцевальная и театральная студии, изостудия. Есть студия «Молли», в которой дети рисуют, делают различные поделки. Мы периодически устраиваем выставки. Например, на первом этаже в холле (вы, наверное, видели, когда заходили) в витрине выставлены куклы, которых смастерили ребята из этой студии. Наши преподаватели организуют мастер-классы для родителей и даже для детей из соседних школ.

С прошлого года мы стали федеральной площадкой российского движения школьников (РДШ). В рамках этой программы мы работаем в экологическом направлении. Участвовали в конкурсе «Эколето», где выиграли грантовый проект «Экологическая тропа». Сейчас мы устраиваем небольшие экскурсии здесь, в Закамске. Мальчишки, ученики среднего звена, на уроках труда делают скворечники, кормушки для птиц и для белок, которые живут в парке рядом. Ребята постарше становятся волонтерами, работают с закамским приютом для животных, собирают вещи, корма, лекарства для них. По ПАШ-проекту мы тоже участвуем в различных международных экологических мероприятиях.

Кроме этого, мы продолжаем, правда, на платной основе работать в музыкальном направлении. Сейчас в гимназии ведётся обучение по классу фортепиано и баяну, в будущем планируем обучать игре на флейте и гобое.

П-П: После окончания обучения ребёнок получает какой-то документ, как в школе искусств?

З.В.: У нас обучение построено так: мы сами преподаём детям музыкальную литературу. Сольфеджио они изучают с преподавателями центра дополнительного образования «Исток» бесплатно. Там же занимаются хоровым пением. А уже конкретной специальности ребята обучаются на платной основе. Конечно, мы предлагаем сокращённую программы, которая отличается от программы в музыкальной школе. Но, как и полагается, после семи лет обучения ребята сдают академические экзамены и получают свидетельство о музыкальном образовании.

Однажды был такой случай. Мы ставили оперу. Одним из её зрителей оказался военком. Он заметил наших мальчишек: один из них играл на домре, а другой – на баяне. Когда пришло время забирать на службу в армию, эти мальчики сразу попали в оркестр.

Наши ребята вообще большие молодцы, они очень артистичны и талантливы.

П-П: А как развивается спортивное направление?

З.В.: Есть секции по баскетболу и волейболу. Мы занимали призовые места как на районных, так и на городских соревнованиях. Вы видели кубки? Это ещё не все! Я думаю, где бы их ещё можно было разместить…

Наших ребят отличает высокий уровень общей физической подготовки. У нас есть тренажёрный зал с хорошим оборудованием. В специально отведённый час его посещают наши учителя. А тем детям, которые защищают честь гимназии на разных соревнованиях, мы предоставляем возможность заниматься там бесплатно. Гимназисты у нас не только учатся, но и активно занимаются творчеством, спортом.

Я благодарна учителям, которые здесь работали и работают, родителям, которые нас поддерживают во всех начинания. Нам доверяют, а это самое важное, ведь без доверия очень трудно работать. Мне нравится, что наши дети и учителя открыты для всего нового. Они всегда готовы поделиться тем, что знают и умеют.

Беседовала Екатерина Артемова