Гимназия №3: 80 лет новаторства и традиций

17 декабря 2015 , 07:37

В 2015 году старейшей школе микрорайона Гайва - гимназии №3 (бывшей школе №46)  – исполнилось 80 лет. О том, чем живет сегодня гимназия, рассказывает ее директор Татьяна Владимировна Новикова.

Вместо праздника – полезные дела

Обычно в год юбилея школы принято устраивать большие званые праздники. Рядом с нами расположен Дворец культуры им. А.П. Чехова. Обычно там мы проводим важные для гимназии мероприятия. Но даже этот гигант не смог бы вместить всех желающих, побывать на юбилее родной гимназии. Мы же не можем рассылать приглашения избранным. Для нас важен каждый человек, чей жизненный путь так или иначе соприкасался с гимназией. Поэтому решено было отметить юбилей в другом формате. Каждый класс разрабатывает свой проект, результатом которого будет какое-либо полезное дело для гимназии. Основные плоды этих проектов мы будем пожинать уже в 2016 году, потому что этот год был полностью посвящен празднованию Великой Победы.

Осваиваем новые стандарты

Один из основных концептов новых стандартов образования – предоставить ученику право выбора, в том числе и выбора индивидуального образовательного маршрута. Для этого нужно создать условия для индивидуальных учебных планов, сформировать механизмы выбора, сделать так, чтобы, уйдя в углубленное изучение предметов, ребенок усваивал общую программу. Здесь включается сетевое взаимодействие между образовательными институтами. Например, преподаватели вузов могут расширять предметные знания школьных учителей. Те же вузы могут становиться площадкой для профильного или углубленного изучения того или иного предмета. Не забывайте и про метапредметность и необходимость применения ребенком своих знаний на практике. Сегодня как никогда не хватает преемственности между разными уровнями образования. Так, в школу приходят дети, которые не наигрались в детском саду. Все это они стараются компенсировать в начальной школе. Какое тут формирование навыка учебной деятельности? А из школы в вуз приходят дети, не умеющие заниматься исследовательской и научной деятельностью. Все эти пробелы надо заполнять.

Развивающие программы – шаг в будущее

Развивающее обучение активно вошло в практику школ в 90-е годы и полностью соответствует сегодняшним образовательным стандартам. Раньше критика такого обучения чаще всего исходила от родителей, так как они обучались по другим программам и не привыкли активно участвовать в  образовательном процессе. А сейчас родители, чьи дети уже обучались в гимназии, ведут к нам своих младшей сыновей и дочерей. Родители смогли оценить плюсы обучающего обучения, которое способствует развитию у ребенка навыка мыслить, самостоятельно принимать решения, выявлять проблемы и находить способы их решения.

Исторически гимназическое образование складывалось как гуманитарное образование. Эта традиция нашла свое отражение и в наши дни. В нашей гимназии на углубленном уровне изучается русский язык с 5 по 11 класс. Однако начиная с 8-го класса введена практика обучения по  индивидуальным образовательным маршрутам. Этот маршрут включает обязательные предметы, предметы по выбору, элективные курсы, социальные практики и профессиональные пробы. Такое обучение позволяет учащемуся понять свои интересы и наклонности, а главное, научиться делать выбор, формирует ответственность за сделанный выбор.

Не забыть про Родину

Также мы начали осуществлять механизмы реализации идеи гражданской идентичности.  Это одна из ключевых идей нового стандарта. Понятно, что эта идея продиктована состоянием современного общества. Воспитание сопричастности к истории своего народа, своей Родины большой и малой, своего рода и семьи - это те ценности, которых сегодня катастрофически не хватает. Понимаем, что эта идея должна идти не рядом с образовательным процессом, она должна быть внутри содержания учебного предмета, внутри всех воспитательных мероприятий и событий, которые проходят в гимназии. Этим сейчас озадачен педагогический коллектив, это наш ориентир на ближайшую перспективу.

Записала Наталья Ханова