Формула допобразования от Дмитрия Жадаева

29 августа 2018 , 13:35

В Пермском крае насчитывается свыше 200 учреждений дополнительного образования детей. Как правильно выбрать кружок или секцию для своего ребенка, разбиралась «Перемена-Пермь». На вопросы редакции ответил Дмитрий Николаевич Жадаев, начальник управления дополнительного образования, воспитания и молодежной политики.

Перемена-Пермь: Дмитрий Николаевич, какие направления дополнительного образования детей представлены в Перми и Пермском крае?

Дмитрий Жадаев: Выбор велик: от спортивных секций до робототехники и 3D моделирования. Только в Перми насчитывается 20 учреждений допобразования, в которых занимаются дети от 5 до 18 лет. Кроме того, есть школы искусств, музыкальные и спортивные школы, школы олимпийского резерва… Главное, дополнительное образование – всегда добровольный выбор ребенка. Сегодня ребенок хочет заниматься футболом, завтра – танцами, послезавтра – астрономией. Наша задача – создать ему условия для занятий.

П-П.: Что сейчас больше всего востребовано в сфере дополнительно образования?

Д.Ж.: 37% родителей выбирают для своих детей кружки художественного направления: танцы, вокал. Этот выбор обусловлен популярностью телевизионных программ «Голос: Дети», «Синяя птица». Возможно, родители хотят, чтобы и их ребёнок стал звездой. Второе по популярности – спортивное направление. Ему отдают предпочтение 30% родителей. За последние три года возрос спрос и на техническое направление: робототехнику, промышленный дизайн. Сейчас около 12% родителей выбирают эти программы.

П-П.: А с чем связан такой подъем спроса на технические кружки?

Д.Ж.: Во-первых, наш край – промышленный. Все понимают, что хороший заработок и будущее можно обеспечить в этой сфере. Во-вторых, это интересно самим детям, особенно сборка роботов, технических приспособлений. Кроме того, мероприятия технического направления для детей часто сопровождаются хорошей пиар-кампанией.

Сейчас появляются и дополнительные стимулы, чтобы популяризовать инженерные направления. В Пермском крае проходит фестиваль «Робофест», «Первенство в России по авиамодельному спорту», еще ряд технических мероприятий, которые формируют интерес родителей к техническому направлению. С сентября планируется открыть детский технопарк «Кванториум». Наша задача – набрать квалифицированных педагогов, обучить их.

П-П.: Можно ли назвать дополнительное образование доступным?

Д.Ж.: Согласно статистике платно посещают учреждения дополнительного образования 6-7% пермских детей. Сейчас мы стараемся повысить доступность допобразования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, которые проживают на отдаленных сельских территориях. Для этого реализуем проект «Доступное дополнительное образование для детей Пермского края». Расширяются способы получения образования: очно, дистанционно, смешанно и даже мобильно! В рамках акции «Умный автобус» педагоги посетили 6 отдаленных территорий и позанимались с детьми. За 2017 год дополнительным образованием удалось охватить 5500 детей! Сейчас на сайте центра «Росток» можно найти методические пособия по организации занятий для детей этой категории.

П-П.: Дмитрий Николаевич, Вы сказали, что растет популярность технического творчества. Есть ли возможность у родителей отдавать детей в бесплатные кружки?

Д.Ж.: В муниципальных учреждениях образование бесплатное. Но зачастую родители отдают детей в частные организации, например, в Центр развития робототехники, потому что там есть более современное оборудование, чем в муниципальных учреждениях.

П-П.: Подвергаются ли оценке и проверке частные центры дополнительного образования?

Д.Ж.: К ним, как любому образовательному учреждению, есть особые требования. Есть соответствующая служба в министерстве образования, которая инспектирует и проверяет качество преподаваемых программ, отслеживает качество услуги.

П-П.: Есть примеры, когда министерство образования выделяет бюджет на развитие коммерческих учреждений дополнительного образования детей?

Д.Ж.: Нет. Сейчас мы разрабатываем нормативную базу, изучаем рынок частного дополнительного образования. Напрямую деньги никому не выделяются. Иногда школа обращается к негосударственному сектору, крупным предприятиям за помощью в организации практик детей. Например, учащиеся школы №93 занимаются робототехникой на базе ПНППК.

П-П.: Какова роль дополнительного образования в профориентации детей?

Д.Ж.: Дополнительное образование – это и есть профориентация ребенка! Даже в спорте или искусстве программа дополнительного образования называется профессиональной. Вполне возможно, что ребенок-музыкант и после окончания школы искусств не бросит занятия музыкой, а будет готовиться к поступлению в училище или консерваторию. Считаю, что ребенку нужно пробовать себя во многих сферах. В детстве я разные кружки посещал: спортивные секции, танцы, радиотехнику, шахматы… Поэтому, наверное, сейчас руковожу системой допобразования (смеется).

П-П.: Есть ли какие-то конкурсы, олимпиады в сфере дополнительного образования?

Д.Ж.: С календарем событий можно ознакомиться на сайте министерства образования Пермского края и России. Все мероприятия делятся по направлениям: техническое, художественное, спортивное. Перед началом учебного года мы всегда утверждаем большой перечень рейтинговых мероприятий. Каждый ребенок найдет для себя конкурс, в котором стоит поучаствовать. А, главное, у ребёнка есть понимание, что, участвуя в данном конкурсе, он может претендовать, допустим, на знак отличия Пермского края и единовременную премию.

П-П.: Есть ли масштабные, всероссийские конкурсы, фестивали, которые проходят на территории нашего края?

Д.Ж.: Проходит «Робофест», «Первенство по авиамоделированию». В 2017 году провели всероссийскую олимпиаду школьников по обществознанию: к нам съехались все победители региональных этапов. С февраля мы проводили робототехнические соревнования по международным стандартам «First». В этом году пройдет межрегиональная олимпиада по геологии, которая всегда собирает большое количество ребят. Большинство наших олимпиад проходит в центре «Муравейник».

П-П.: Есть ли конкурсы профессионального мастерства для педагогов дополнительного образования?

Д.Ж.: В конкурсе «Учитель года» есть номинация «Педагог дополнительного образования». Здорово, что в этом году в нём поучаствовало большое количество молодых педагогов-мужчин. Популярен конкурс «Сердце отдаю детям», который проходит раз в два года. Наши педагоги активно участвуют в нем и занимают хорошие места. Три года подряд проводим олимпиаду дополнительного образования. Есть также всероссийские конкурсы воспитательных систем и программ дополнительного образования.

П-П.: Где родителям получить информацию о том, какие есть центры дополнительного образования?

Д.Ж.: На сайте управления образования любого района Перми эта информация есть. Мы запустили в тестовом режиме портал «Навигатор дополнительного образования» – первый подобный проект в нашей стране. Сейчас даже есть рекомендации внедрить его и в других субъектах РФ.

Как портал работает? Родитель заходит на сайт, выбирает направление, программу и смотрит, что это за программа, что она может дать ребенку, кто педагог, есть ли возможность на эту программу записаться. К осени работа портала будет запущена в штатном режиме. Ждем нового учебного года, уважаемые родители и дети, – и вперед!

Беседовала Наталья Ханова