Бить пяткой!
17 января 2018 года участники проекта «Зелёные профессии» из школы «Мастерград» проходили практику по выбранному профилю.
Только что закончился шестой урок. Весь класс остался на последний урок русского языка, а команда счастливчиков – тех, кто записался на профпробы по направлению «Почвовед-эколог» в рамках проекта «Зелёные профессии» – спустилась на первый этаж.
Нас уже ждал Алексей Николаевич Чащин – доцент кафедры почвоведения ПГАТУ, кандидат биологических наук. Поздоровался с нами и с куратором нашей группы – учителем географии Григорием Сергеевичем, а затем сразу перешёл к делу и подробно объяснил, как мы будем отбирать почвенные образцы зимой.
Летом практически в любой климатической зоне можно взять полноценный «почвенный разрез». Для зимней почвы есть инструмент, пробивающий верхние мёрзлые слои – тросцевой бур. Устроен он нехитро: стальной штырь, увенчанный ручкой, внизу специальная педаль, по которой следует ударять стопой, а на конце бура – отделение для отбора образцов. В дополнение к буру Алексей Николаевич вручил нам штыковую лопату, отвертку, пакетики для отбора почвенных образцов. И доброе слово, конечно.
Мы должны были взять образцы с десяти площадок на территории школы. Площадки были выбраны ещё в декабре 2017 года. Первая площадка располагалась на школьной клумбе, недалеко от котельной и дороги. Некоторые удивились, что придется лезть в сугроб и в нём отбирать образцы! В нашей команде сразу произошло разделение труда: мальчики тросцевым буром отбирали образцы, а девочки их сортировали по пакетикам. Разгребая лопатой и ногами площадку, я стал «бить» первую пробу. «Били» по очереди. «Отбив» на площадке все пять проб, преступили к следующим площадкам. Все они были разными: и около железной дороги, и рядом с котельной, и с насаждениями сосенок, а одна даже в лесу. Алексей Николаевич объяснил, что для сравнительного анализа воздействия антропогенных факторов на почву следует взять «чистый» образец из леса.
В процессе разговора с преподавателем мы выяснили, что почва надёжно хранит все вещества, которые в неё попадают: соли, тяжёлые металлы, радионуклеиды… А главное, почва хранит историю: геологи определяют, какие процессы происходили в начале эпох, по минералам, археологи изучают историю зарождения жизни на Земле и её дальнейшее развитие по артефактам, а почвоведы анализируют антропогенное человека по содержащимся в почве солям и их количеству.
Мы задались вопросом, а как это можно сделать? Алексей Николаевич рассказал, что отобранные образцы почвы следует просушить, затем на кафедре почвоведения ПГАТУ сделать почвенный раствор: образцы просеиваются через сито для удаления крупных частиц, далее просеянная почва разводится высокоочищенной или дистиллированной водой. В лаборатории получившийся раствор можно проанализировать на наличие солей при помощи реагентов.
Хоть это и не так просто, думаю, труд почвоведа мне вполне по силам. А ещё теперь я точно знаю, как надо бить образцы почвы – бить пяткой!
Егор Головизнин, юнкор школы «Мастерград»