Бить пяткой!

14 февраля 2018 , 12:15

17 января 2018 года участники проекта «Зелёные профессии» из школы «Мастерград» проходили практику по выбранному профилю.

Только что закончился шестой урок. Весь класс остался на последний урок русского языка, а команда счастливчиков – тех, кто записался на профпробы по направлению «Почвовед-эколог» в рамках проекта «Зелёные профессии» – спустилась на первый этаж.

Нас уже ждал Алексей Николаевич Чащин – доцент кафедры почвоведения ПГАТУ, кандидат биологических наук. Поздоровался с нами и с куратором нашей группы – учителем географии Григорием Сергеевичем, а затем сразу перешёл к делу и подробно объяснил, как мы будем отбирать почвенные образцы зимой.

Летом практически в любой климатической зоне можно взять полноценный «почвенный разрез». Для зимней почвы есть инструмент, пробивающий верхние мёрзлые слои – тросцевой бур. Устроен он нехитро: стальной штырь, увенчанный ручкой, внизу специальная педаль, по которой следует ударять стопой, а на конце бура – отделение для отбора образцов. В дополнение к буру Алексей Николаевич вручил нам штыковую лопату, отвертку, пакетики для отбора почвенных образцов. И доброе слово, конечно.

    

Мы должны были взять образцы с десяти площадок на территории школы. Площадки были выбраны ещё в декабре 2017 года. Первая площадка располагалась на школьной клумбе, недалеко от котельной и дороги. Некоторые удивились, что придется лезть в сугроб и в нём отбирать образцы! В нашей команде сразу произошло разделение труда: мальчики тросцевым буром отбирали образцы, а девочки их сортировали по пакетикам. Разгребая лопатой и ногами площадку, я стал «бить» первую пробу. «Били» по очереди. «Отбив» на площадке все пять проб, преступили к следующим площадкам. Все они были разными: и около железной дороги, и рядом с котельной, и с насаждениями сосенок, а одна даже в лесу. Алексей Николаевич объяснил, что для сравнительного анализа воздействия антропогенных факторов на почву следует взять «чистый» образец из леса.

В процессе разговора с преподавателем мы выяснили, что почва надёжно хранит все вещества, которые в неё попадают: соли, тяжёлые металлы, радионуклеиды… А главное, почва хранит историю: геологи определяют, какие процессы происходили в начале эпох, по минералам, археологи изучают историю зарождения жизни на Земле и её дальнейшее развитие по артефактам, а почвоведы анализируют антропогенное человека по содержащимся в почве солям и их количеству.

Мы задались вопросом, а как это можно сделать? Алексей Николаевич рассказал, что отобранные образцы почвы следует просушить, затем на кафедре почвоведения ПГАТУ сделать почвенный раствор: образцы просеиваются через сито для удаления крупных частиц, далее просеянная почва разводится высокоочищенной или дистиллированной водой. В лаборатории получившийся раствор можно проанализировать на наличие солей при помощи реагентов.

Хоть это и не так просто, думаю, труд почвоведа мне вполне по силам. А ещё теперь я точно знаю, как надо бить образцы почвы – бить пяткой!

Егор Головизнин, юнкор школы «Мастерград»