ЗАГАДКИ ЗАКУЛИСЬЯ ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
Холодным декабрьским днем в далеком 1870 году в Перми дают оперу «Жизнь за царя» - этот день становится датой основания Пермского Театра оперы и балета. Здание в то время было деревянным и лишь отдаленно напоминало современный фасад. А спустя больше полувека, в 1926 году, на сцене театра показали первый балет «Жизель». Тогда зрители только-только начинали привыкать к новой балетной эпохе…
Сегодня идет уже 2024 год, а глубинная любовь пермяков к балету все так же велика и необъятна. Юные зрители тоже не желают оставаться в стороне и 19 февраля посетили театр в качестве полноправных гостей, желающих заглянуть чуть дальше сцены.
Ребят из МАОУ «СОШ №82» встретила Экскурсовод Михайлова Светлана Леонидовна. Она и стала нашим проводником в мир закулисья одного из главных театров Прикамья. Свой путь, как и многие приходящие зрители, ребята начали с бюста Петра Ильича Чайковского, который горделиво приветствует всех на входе. Побеседовав на предмет его величайших симфоний, мы плавно переместились в святая святых – в зал.
- Знаете ли, для чего в театре все кресла обиты бархатом, а на полах лежат толстые ковры?, - не без подвоха спросила Светлана Леонидовна.
«Для роскоши, конечно! Чтобы было удобно и мягко! Наверное, это такая традиция?», - ответы у ребят были совершенно разные.
Тем не менее, выяснилось, что основная причина – в создании нужной акустики в зале. Так, каждый звук виолончели или скрипки, каждый звонкий удар пуант и голос вокалистов способен добраться до зрителя, даже если тот купил билет в самый верхний ряд бельэтажа.
После партера и амфитеатра ребята спустились чуть ниже – в оркестровую яму, которая, как оказалось, может подниматься и опускаться. С помощью этого механиком регулируется размер сцены – она становится больше, если поднять плоскость ямы.
По словам экскурсовода, раньше под паркетом в яме находился пласт стекла толщиной в метр. Однажды рабочие разбирали пол и решили вынести обнаруженное стекло. Его количество вызвало некое подозрение, и сотрудники связались с одним из московских театров. Там им пояснили, что стекло находится там не просто так: оно помогает звуку резонировать и становиться плотнее, мощнее.
На этом тайны оркестровой ямы не закончились. Внимание ребят привлек большой белый квадрат на месте дирижера.
«Дирижер обязан носить черное на каждом спектакле. Он становится здесь, против белого квадрата и начинает управлять всем действом. Его руки отчетливо видны на светлом фоне, а артисты видят его «посылы» на экранах телевизоров, которые располагаются по бокам сцены. Такая система помогает добиться синхронности звука из оркестровой ямы и действиями на сцене», - пояснила Светлана Леонидовна.
Любопытно, но во время балетных постановок всегда стелется особенный паркет, который поглощает силу удара и трения ног о пол, а также защищают поверхность сцены от жара софитов.
После рассказов о закулисной жизни театра, ребята посетили экспозицию «Русская» тема в опере», которую подготовил музей театра. Там участники ознакомились с особым реквизитом, например, с народными и царскими костюмами, моделями пуантов, зарисовками спектаклей. Там же находится и модель сцены с реальными пропорциями, напоминающая кукольный домик.
Скрыть неподдельное восхищение и гордость за пермский балет и место, где его представляют, ребята не смогли. Да, впрочем, они и не пытались. Находясь в таких местах, чувствуешь свою абсолютную причастность к культуре родного города, к его богатой истории и современной жизни. Поначалу многим показалось, что театр – это лишь сцена, декорации и красивые наряды артистов, однако этот миф был развеян. Учащиеся увидели, сколько всего приходится делать служителям театра для бурных оваций и положительных эмоций у зрителей!
Анастасия Леонтьева