Виталий Черанёв

14 апреля, 10:12

Интервью в рамках проекта «Герои закулисья» с Виталием Борисовичем Черанёвым, заместителем директора по техническим вопросам, заведующим постановочной частью Пермского театра юного зрителя.

 

– Почему вы решили связать жизнь с театром?

Когда я учился в школе, у меня с мамой состоялся разговор о будущей профессии. Я занимался в театральном кружке и сказал ей, что хочу связать свою жизнь с актёрством. Она сказала, что это несерьёзно. В итоге я проучился несколько курсов в одном вузе, в другом, уже начал работать, так как учился заочно. Волей случая я попал работать в Театр оперы и балета на должность рабочего по комплексному обслуживанию здания. Это тот, кто чинит стулья, меняет замки в дверях и всё, что сломается. И вот так потихоньку, проработав в Оперном театре, Театре-Театре, балете Панфилова, попал сюда, понемногу рос. Потом получил два профильных образования, связанных именно с театром, и как-то связалось всё. Зашёл случайно  –  остался навсегда.

 

– А в чём заключается ваша должность?

Вообще завпост, заведующий художественно-постановочной частью, отвечает за выпуск спектаклей, то есть за их изготовление с нуля, за ежедневный прокат. Время монтажа, время на правки света, на саундчек, проверки звука, качество костюмов, готовность этого всего, проведение самого спектакля – на нём вся эта ответственность лежит.

 

– Сколько лет вы служите в театре?

Около 15 лет.

 

–  Вы говорили, что работали в Театре оперы и балета, в каких-то ещё других театрах работали?

Да, я пришёл рабочим по комплексному обслуживанию зданий, потом стал столяром высокой квалификации в Оперном театре. Затем я ушёл в балет Панфилова заведующим постановочной частью, вернулся в Оперный монтировщиком (это тот человек, который декорации собирает на сцене).   После этого я перешёл в Театр-Театр на должность начальника монтировочного цеха, там меня повысили до заведующего постановочной частью. Потом я, наверное, где-то около полугода работал в фирме проката оборудования. Затем пришёл в ТЮЗ на должность заведующего постановочной частью и вот тут уже шестой год.

 

–  Почему вы выбрали именно ТЮЗ?

Это тоже случайно получилось: я вообще не планировал возвращаться в театр. Думал, пока нигде никак  –  попробую. Из всех театров здесь мне, наверное, работается комфортней всего. Здесь больше всего мне интересно.

 

–  Из чего состоит ваш рабочий день?

–  Как правило, начинается он в 10 часов утра. Если на сцене что-то должно происходить – я проверяю сцену. Потому что спектакль никак не перенесёшь. В 19 вечерний и в 11 утренний  – это время не должно сдвинуться никуда. Потом я проверяю другие театральные цеха, которые занимаются выпуском спектаклей. Это такой базовый набор того, что необходимо сделать. Плюс к этому идёт ведение всей хозяйственной части на бумаге. Заявки цехов: что необходимо приобрести на выпуск, на прокат спектакля. Заполнение документов, влияющих на расчет зарплаты сотрудников цехов, тоже лежит на моих плечах. И ещё я отвечаю за то, чтобы все планы театра реализовались: от гастролей до проката спектаклей и сторонних мероприятий.

 

–  Получается у вас рабочий день с 10:00 и пока вечерний спектакль не закончится?

–  В основном это время до начала спектакля. Вечерний начинается в 7 часов, и всё, я могу быть свободен, потому что уже ничего не поменять.

 

–  Над чем вы работаете сейчас?

–  Сейчас у нас выпуск спектакля «Барышня-крестьянка». Вот машина приехала с гастролей. На сцене спектакль собран, смонтирован, там только свет осталось навести. По выпуску вот один спектакль, пока мы ждём художника следующего спектакля. Премьера «Барышни-крестьянки» в первых числах мая, а следующая премьера – в первых числах июня.

 

–  Расскажите, пожалуйста, о самой трудной постановке за всю историю работы в ТЮЗе.

–  Наверное, это спектакль «Снежная королева». Был очень короткий срок для его выпуска, то есть буквально два месяца, и спектакль этот был насыщенный, объёмный и непростой в плане коммуникации двух его художников. Основная задача завпоста – перенести художественную задачу в постановочную часть. Творческие люди, как правило, образами мыслят, приходится иногда угадывать, что они имеют в виду, что необходимо получить на сцене, какой продукт. На спектакле «Снежная королева» с этим было очень сложно, мы не могли найти общий язык, даже вопрос стоял о переносе даты премьеры. Тем не менее всё у нас получилось. 

 

–  Какая ваша самая любимая постановка?

– У нас завтра будет этот спектакль здесь. «Холодное сердце» он называется. Он мне как-то запал в душу.Когда я пришёл работать, я посмотрел все спектакли, и вот до сегодняшнего дня я, наверное, лучше точно ничего не видел.

 

–  Что бы вы хотели посоветовать ребятам, которые хотят тоже стать заведующими постановочной  частью?

–  Это такая должность, которая в себе много всего сочетает. Анатолий Евгеньевич Пичкалев, на момент моего прихода в театр, он работал директором театра оперы и балета, а потом был директором Театра-Театра, он влюбил меня в театр именно с профессиональной точки зрения, мне говорил: завпост  –  это тот, кто первый приходит и последний уходит. Ему необходимо всё контролировать. И на сегодняшний день, если следовать этому выражению, завпост должен жить в театре. И ещё быть психологом порой, потому что с людьми необходимо постоянно коммуницировать. Технические, экономические вещи можно выучить, это быстро осваивается на практике. Но главное – уметь общаться, находить общий язык.

 

–  У Вас как-то проявляется профессиональная деформация?

– Это, как правило, происходит на неинтересных спектаклях. Ты оцениваешь, как висят кулисы, как работает свет, звук.

 

– А есть у вас театральная цель? К чему вы стремитесь?

Мне всегда хочется жизнь своих цехов упростить. Хочется их так насытитьтехнически и технологически, чтобы они чаще повышали квалификацию. Хотелось бы, чтобы у них был какой-то импульс к развитию, было желание наполнять энергией решения, задачи. И если они будут развиваться, то и театр будет расти, и зрителям будет интересно.

 

– Что вам больше всего нравится в вашей работе?

Я не раз уже говорил это. Жизнь. Потому что чувствуешь себя живым, решая все эти задачи каждый день. Они тебя в такой микростресс всегда вводят, и от этого хорошо чувствуешь уровень качества своей работы.

Здесь, в театре, всё, с одной стороны, идёт монотонно: у меня есть план на месяц, я понимаю, когда у меня что произойдёт, когда премьеры. Но несмотря на это, даже прокат спектакля, который показываешь уже не первый год, может сюрпризы преподнести. И какие-то новые задачи появляются, которые надо решить. Кто-то говорит, что это проблемы, кто-то говорит, что это трудности. И вот именно в такие самые стрессовые моменты в жизни ты понимаешь, насколько профессионально свою деятельность выполняешь. Вот тогда и понимаешь, чего ты стоишь.

 

Команда МАОУ «Юговская средняя школа»