Виктория Ельцова

14 апреля, 10:13

Интервью в рамках проекта «Герои закулисья» с Викторией Александровной Ельцовой, художником-конструктором Пермского Театра Кукол.

 

— Вы с самого детства мечтали быть художником театра кукол?

— В детстве я мечтала быть художником или режиссёром в кино, однако судьба распорядилась иначе. Я поступила на художника театра в Пермское художественное училище, и сразу поняла, что это моё. Сначала я планировала работать в нашем Театре-Театре, но история с драмом не сложилась. Зато с театром кукол возникла взаимность: здесь я нашла себя, здесь я хочу расти как профессионал. Сейчас я не представляю себя ни в каком другом театре.

 

— Работали ли вы в других театрах города?

Я была на практике в ТЮЗе, в театре оперы и балета, в Театре-Театре, но мне кажется, что театр кукол — самый интересный театр. Здесь у художника больше возможностей, ведь он создаёт кукол, декорации, костюмы, и является настоящим соавтором режиссёра.

 

— С какого года вы работаете в этом театре?

— В театре кукол я работаю с 2019 года. Кажется, пришла сюда только вчера, а оказывается, прошло уже пять лет!

 

— Какое образование получаете сейчас?

— Полтора года я прохожу курс профессиональной переподготовки в Российском государственном институте сценических искусств, чтобы стать профессиональным художником-постановщиком театра кукол.

 

— В каких театрах других городов вы работали?

— В 2021 году мы с Дмитрием Сергеевичем Вихрецким, художественным руководителем театра, ездили в Кировский театр кукол, где ставили спектакль «Простодурсен». Сейчас вместе работаем над постановкой «Вокруг света за восемьдесят дней» для театра кукол в Набережных Челнах.

 

— Вы создаёте спектакли, сценарий для которых был написан специально для театра?

— Да, бывает и так. Есть пьесы, написанные специально для театров кукол, но, как правило, действительно интересных современных пьес очень мало, поэтому чаще всего мы обращаемся к литературе. Иногда мы работаем с драматургами, которые пишут сценическую версию книги, иногда режиссёр сам адаптирует текст для постановки. А случается так, что художественного текста нет в принципе. Так, например, было со спектаклем «Кама. Горт. Легенды», уникальным перформативным действом, созданным по мотивам фольклора народов Пермского края. Драматург Саша Хромов переосмыслил мифы и легенды, написал сценарий, а режиссёр Дмитрий Вихрецкий выстраивал на основе этого сценария пластический спектакль с актёрами.

 

— Как происходит изготовление театральной куклы?

— Всё начинается с обсуждения: мы с режиссёром обдумываем, какой будет кукла в зависимости от художественных задач. Затем я рисую эскиз, высчитываю пропорции будущего героя, делаю чертёж для бутафоров, где указываю нужные размеры, количество суставов, место крепления нитей и другую техническую информацию. На следующем этапе в цеху начинается изготовление куклы, а я каждый день контролирую процесс, чтобы работа следовала изначальному замыслу.

 

— Есть ли у вас любимая кукла, над которой вы работали?

— Да, это главная героиня спектакля «Цветик-Семицветик», девочка Женя. Причём она существовала на сцене в трёх ипостасях: обычная Женя, Женя-Суперблоггер и Женя-Киберспортсмен. Я рисовала эскизы, а три разных мастера изготавливали по ним кукол. Одна героиня получилась просто великолепной, вторая хорошей, а третья вышла не так, как я ожидала. Представляете, и всё это в одном спектакле! Удивительный опыт.

 

— Какая разница между художником-конструктором и художником-технологом?

— Художник-конструктор занимается механикой куклы, делает так, чтобы рот, глаза, руки и ноги персонажа могли двигаться. А художник-технолог помогает изготавливать чертежи для сценографии, кукол, реквизита. Он может придумать так, чтобы декорации легко модифицировались и перевозились, в случае необходимости.

 

— Вы работаете часто с одним и тем же режиссёром, можете ли вы теперь понимать его с полуслова?

—Когда я только начинала, режиссёр воспринимал меня молодым художником и поэтому очень подробно объяснял, чего он ждёт от кукол или декораций. Сейчас мы находимся в непрерывном творческом диалоге, я становлюсь полноправным соавтором постановки, предлагаю свои идеи, которые входят в спектакль и влияют на него, а не жду разъяснений.  Конечно, во время работы происходят недопонимания, но я очень ценю, что в итоге мы всегда приходим к общему решению.

 

— Несмотря на эти конфликты, выходят ли спектакли такими, какими вы их ожидали?

— Да, я очень люблю все наши постановки, их хочется смотреть и обсуждать. Возможно, такой эффект достигается благодаря нашим творческим компромиссам.

 

— Можете посоветовать постановку для подростков или взрослых?

— В нашем репертуаре много таких спектаклей, но особенно хотела бы выделить «Цветы для Элджернона». Это постановка о герое с ментальными особенностями, история которого разворачивается на фоне миниатюрного городка из детского конструктора.

 

— Работал ли театр во время пандемии?

— Театр был закрыт для посещения зрителей, но работа в нём не прекращалась ни на минуту. Мы репетировали спектакль «Цветы для Элджернона», и одновременно готовили осенние премьеры «Медной горы хозяйка» и «Кошкин дом». Я присоединилась к бутафорам, чтобы мы успели выпустить постановки в срок, да и все остальные коллеги трудились в очень интенсивном темпе. Это была очень насыщенная пора!

 

— Какой спектакль, сделанный не вами, вам нравится?

— Наверное, это «Не любо — не слушай», основанный на архангельских сказках Степана Писахова. Он очень атмосферный, красивый и смешной! К сожалению, его редко показывают, но, если увидите в афише, смело берите билеты, он понравится и взрослым, и детям.

 

— А из ваших?

— Мой первый спектакль для большой сцены «Цветик-Семицветик» получился зрелищным и интересным. В нём задействованы почти все актёры, используется много кукол, сложной техники и проекций.

 

— Помните ли ваше первое впечатление от работы?

— У меня был чудесный первый опыт. Когда я только пришла, мы ставили «Волшебный поезд», спектакль для детей от двух лет, который играется в фойе. Постановка получилось очень доброй и тёплой: в ней предусмотрено много взаимодействия со зрителями, а куклы представляют собой мягкие игрушки, с которыми можно обниматься.

 

— Есть ли спектакли, которые вы хотели бы поставить?

— Мне очень нравится писатель Нил Гейман, я бы очень хотела поработать над художественным воплощением его произведений на сцене театра.

 

— Какие спектакли ставите сейчас?

— Сейчас у меня в работе целых три спектакля: «Илиада», премьера которого состоится в августе, «Восемьдесят дней вокруг света» и «Сказочный чемоданчик». Идея последнего спектакля пока находится в разработке, нам хочется сделать мобильную постановку, чтобы показывать её на разных площадках.

 

— Сейчас вы получаете ещё одно образование, применяете ли уже полученные знания? Есть ли что-то, чему бы ещё хотели обучиться в своей профессии?

— Да, я изучаю ускоренную программу для художников театра кукол, которая длится три года. Теперь я более чётко понимаю, что я должна делать, чтобы спектакль получился хорошим. В ближайших планах освоение инженерии для придумывания интерактивных декораций и кукол. А ещё я занимаюсь самообразованием, прохожу онлайн-курсы. Например, сейчас изучаю TouchDesign и методику создания концепт-арта. Хочется ещё подробнее изучить ZBrush, 3dsMax, SketchUp и другие программы, которые могут помочь мне в работе.

 

Команда МАОУ «СОШ № 3» г. Перми