Сергей Иванов

14 апреля, 10:15

Интервью в рамках проекта «Герои закулисья» с Сергеем Владимировичем Ивановым, руководителем Центра саунд-дизайна и визуальных технологий Пермского государственного института культуры, композитором и автором гимна Пермского края.


– Сергей Владимирович, расскажите, какие у вас должность и обязанности.

В нашем Центре мы создаём прототипы, первообразы различных произведений искусства и культурных продуктов – всё, что связано со звуком, музыкой, видео и графикой. Это могут быть новые песни, новые коллективы, какие-то музыкальные или даже телевизионные проекты. На нашей площадке мы имеем возможность в виртуальном пространстве смоделировать это всё, также используя какие-то приборы, оборудование, смоделировать новые выразительные средства для сцены либо для кино и телевидения. То есть у нас есть виртуальная студия и много разного другого оборудования.

 

– Какими качествами должен обладать руководитель студии звукозаписи?

Как минимум должен разбираться в разной музыке. Его круг интересов не должен ограничиваться только каким-то одним сектором. Студия звукозаписи вообще предназначена для записи звука, и на ней, помимо музыки, можно ещё записывать различные шумы, дикторские тексты, создавать какие-то спецэффекты для кино и рекламы, переозвучивать фильмы. Это очень большой спектр, и руководитель обязан разбираться во всех этих направлениях. То есть это может быть звукорежиссура радио, кино, телевидения, театрализованных представлений. Всё, что касается звука, – в этом необходимо разбираться.

 

– Как выглядит ваш обычный рабочий день?

Мой обычный рабочий день состоит из трёх основных видов деятельности. Первый – организационная. Это то, что позволяет мне планировать собственную работу и работу подразделения, которым я руковожу. Вторая часть – это некая креативная составляющая. Это когда мы садимся с коллективом и начинаем придумывать какие-то новые технологии, новые решения для тех или иных задач, которые перед нами ставят. Если, например, нам сказали снять какой-то видеоролик, мы коллективно придумываем, как он будет выглядеть, какие основные в нём будут выразительные средства, которые зацепят зрителя. Ну и третье – это какие-то особо сложные работы, которые к нам приходят на студию, которые, кроме меня, пока сделать никто не может. Но я надеюсь, что в будущем вырастет смена, придёт молодое поколение и будет выполнять задачи любого уровня сложности.

 

– Расскажите о своей самой первой работе.

Это было очень давно. Она у меня совпала с дебютным альбомом, который вышел в Москве в конце 1991 года. Первая моя работа была как раз записью студийного альбома на абсолютно в то время незнакомом импортном оборудовании. Параллельно приходилось учить английский язык по мануалам, потому что на русском языке их в то время не было.

 

– Какой была история создания гимна Пермского края?

Когда-то давным-давно, уже больше 20 лет назад, возникла идея объединения двух субъектов Российской Федерации: Пермской области и Коми-пермяцкого автономного округа. И эта идея активно тогда обсуждалась: проходил форум, который так и назывался «Мой Пермский край». От комитета по молодёжной политике поступило предложение написать финальную песню для этого форума. Песня родилась буквально за два-три дня. За основу была взята мелодия, которая у меня в то время существовала. Мы хотели сделать просто финальную песню для форума, поэтому она была такая лирическая, с какими-то мотивами исконно пермского фольклора. Потом я сделал аранжировку более торжественную.

Песня была представлена публике в конце 2003 года. Потом в 2006-м она была записана с симфоническим оркестром Театра оперы и балета. И уже потом она стала официальным гимном Пермского края.

 

– Как вы думаете, успех – это везение или работа над собой?

У успеха несколько составляющих. В первую очередь – осознание своих возможностей и желаний. Всегда необходимо понимать, насколько ты способен сделать то, что хочешь, и очень трезво это оценивать. А дальше это уже упорный, кропотливый труд. Невозможно на одном таланте, без опыта, без знаний, без труда, создать что-то, что станет продуктом. Точно так же практически невозможно сделать продукт на одном упорстве, труде, без какого бы то ни было таланта. И вот это понимание себя, насколько и в чём ты талантлив, насколько способен сделать то или иное, упорный труд вместе дают возможность достичь успеха. Не важно, чем ты занимаешься. Главное – чётко понимать, что ты делаешь то, к чему у тебя есть способности и ради чего хочется трудиться. Вот это ощущение должно быть  у человека внутри.

 

–Какое своё достоинство вы считаете наиболее ярким и полезным?

Честность, в первую очередь – в оценке своего творчества.

 

– Какие свои детские мечты вы смогли реализовать?

Все. И мечта была: может быть, лет в 15 мне хотелось стать звездой, быть на сцене, стать кумиром миллионов. Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было невозможно. Бог не дал мне голоса, который нужен на телевидении, как в передаче «Голос», например.

Я смотрю на этих людей и понимаю, что мне этого не дано. Мечта трансформировалась в нечто другое, в нечто большее, в то, что позволяет сейчас другим людям становиться звёздами. А мне нужно делать всё для того, чтобы их успех, их талант были реализованы. И воплощать чужие мечты может быть даже приятнее, чем свою.

Ты постоянно видишь, как эти мечты появляются у людей, как они сбываются и люди становятся счастливыми. Это, наверное, главная мечта, о которой я тогда ещё не знал, но сейчас я точно понимаю, что это она.

 

– Если бы вы могли встретиться с собой маленьким, что бы сказали себе этом случае?

Иди и ничего не бойся.

 

– Поделитесь своими ближайшими творческими планами.

Сейчас я пишу «Строгановскую симфонию». Это очень масштабный труд для большого симфонического оркестра с хором. Ещё рано говорить о ней, но не говорить я уже не могу, потому что уже серьёзный путь у меня в этом направлении пройден.

И она в любом случае будет написана, потому что это моя дипломная работа в консерватории. Кстати о мечте: я когда-то хотел поступить в консерваторию, а сделал это только в 45 лет. Мечты сбываются. Сейчас я её уже практически закончил. Моя дипломная работа  — это большое оркестровое произведение. Симфония — это тот жанр, в котором сейчас практически никто не работает. Но я хочу вдохнуть в него что-то новое, современное. Это творческие планы, которые совпадают с моей мечтой заниматься музыкой, жить музыкой, быть в музыке.

Команда Кояновского филиала МАОУ «Юговская средняя школа»