Руслан Залялитдинов

14 апреля, 10:11

Интервью в рамках проекта «Герои закулисья» с Русланом Дамировичем Залялитдиновым, техническим директором Пермского академического Театра-Театра.

 

– Здравствуйте, Руслан Дамирович. Меня зовут Александра Бояршинова, я ученица школы «Петролеум +». Мы участвуем в проекте «Герои закулисья» и хотели бы поговорить о вашей работе. Скажите, сколько лет вы уже работаете в театре?

– Уже почти 20 лет. В декабре этого года у меня будет профессиональный юбилей.

 

– А кем вы хотели стать в юном возрасте?

– Интересовался разными специальностями. Но учился я на оператора ЭВМ (электронно-вычислительная машина) – так назывались специалисты 20 лет назад. Это как сейчас IT-специалисты. И это моя первая профессия.

 

– Как вы поняли, что хотите выбрать именно эту профессию?

На самом деле, я в театре оказался случайно. В то время было принято после окончания училища либо технического вуза проходить преддипломную практику. Как раз перед этой практикой мы с другом нашли объявлениео работе осветителями в театре и почему-то подумали, что это смежная с операторами профессия. После этой практики, которая длилась полгода, и получения диплома об образовании я и остался в тогда еще Драматическом театре. А пришёл я в театр в декабре 2004 года.

 

– Где вы обучались своей профессии?

Специальности «технический директор» нигде не обучают. Это всё-таки компетенции, которые приобретаются с опытом, со временем. Но профессий, в том числе и театральных, у меня довольно много. Если брать путь в театре, то я начинал осветителем: стоял за осветительными пушками, проводил спектакли по свету за световым пультом. Затем я стал начальником осветительного цеха, потом замдиректора по постановочной части. Сейчас я руковожу всеми техническими и технологическими процессами в театре.

 

– Хорошо, а хотите ли вы как-то дальше развиваться в этой профессии?

– На самом деле развиваться надо всегда и везде, и дело не в профессии. Существует множество направлений и вариантов дополнительного образования, которые дают возможность идти в ногу со временем, технологиями. И это образование повышает не статус, а мастерство.

 

– Могли бы вы рассказать, что входит в ваши обязанности? Чем вы занимаетесь?

В мои обязанности входит организация всех технических процессов в театре – начиная с выпуска заканчивая прокатом спектакля; коммуникации с художниками и постановщиками, перевод художественного «языка» на технический. То есть обязанности управленца – это организация подчинённых, определение задач, направления их деятельности согласно подразделениям. Подразделений – в театре это художественно-постановочные цеха – много, и в этих цехах работает много разных специалистов. Это и специалисты, которые готовят костюмы и реквизит. Это и машинисты сцены, которые монтируют декорации. Это и осветители, которые выставляют театральный свет. Это и звуковой цех, который организует звук для актёров, оркестра, зрителей. И цеха, которые создают декорации и шьют костюмы – декорационный и пошивочный. Результатом коллективной деятельности всех цехов становятся спектакли, практически каждый день – разные. Это очень сложная, разнонаправленная работа.

 

– Что вы считаете самым важным в своей работе?

Человечность и уважение. Важно, чтобы моя работа приносила моральное удовлетворение и пользу.

 

– Руслан Дамирович, какой у вас график?

Когда я пришёл в театр, у меня был абсолютно ненормированный график. Он и сейчас такой.

 

– А сколько в целом времени вы проводите на работе сейчас?

24 на 7.

 

– Да?

Нет, но получается, что так. То есть даже по моим должностным инструкциям я должен быть на связи всегда, включая ночь, выходные и отпуск. Потому что процесс в театре не укладывается в какую-то норму в виде 8 часов. Есть утренние спектакли, есть вечерние, репетиции, гастроли. И если собрать все эти процессы вместе, то 24 часа в сутках для них – мало. Поэтому можно сказать, что театр работает 24/7.

 

– Нравится ли вам коллектив, в которым вы работаете?

Конечно. Мне кажется, если коллектив не нравится и работать тяжело и сложно, значит, надо искать что-то другое.

 

– Как вы думаете, насколько важна ваша должность в театре?

Для современного театра это очень важная должность. Мы применяем много современного оборудования и механизмов, у них сложная система управления. Это высокотехнологичные процессы, и нельзя не знать, как их обслуживать, как ими пользоваться и управлять. А знают это технические специалисты. На любом сложном производстве, если брать не театр, а какой-нибудь завод, есть пул технических специалистов, которые формируют бесперебойную работу. Моя задача – чтобы театр работал всегда.

 

– А помните ли вы, как проходил ваш первый рабочий день в театре?

Я точно помню свои эмоции... До начала работы в театре я ходил в него один или два раза и как зритель. Для меня было открытием, что, оказывается, в театре очень много служб, цехов, а не только актёров. Это огромный коллектив. А ещё янаверное где-то месяц ходил и запоминал все коридоры, закулисье.

Когда мне задают вопрос, где я работаю, я отвечаю: «Я технический директор в театре». У людей сразу возникают вопросы: «А что вы там делаете?», «Чем вы там занимаетесь?». Мы же все привыкли: вот зал, вот сцена, вот фойе. Всё, ничего сложного нет. Зрители смотрят на сцену, а в это время за кулисами много процессов происходит, и вот этот «вау-эффект» зависит от каждого работника театра и слаженности технических служб, которыми я и руковожу.

 

Команда МАОУ «СОШ «Петролеум +» г. Перми