Пётр Марамзин

14 апреля, 10:12

Пётр Сергеевич Марамзин – начальник видеоцеха Пермского академического Театра-Театра. В 2008 году он пришёл учиться в театр на актёра, спустя полгода обучения стал играть в первых спектаклях. В 2014 годуосвоил ещё одну профессию – профессию гримёра, а с 2021 года является начальником видеоцеха.

 

Это история о творческом пути Петра Марамзина и о том, что значит театр в его жизни. Но мы начнём издалека.

 

Ещё в школе Пётр занимался в театре детского танца. С коллективом много ездили на гастроли в разные города, и даже заграницу, например, в Германию. Так у будущего театрального специалиста появилась любовь к искусству, которая впоследствии сыграет важную роль.

 

В старших классах необходимо было определиться со своим будущим, и после окончания школы Пётр поступил на художника. Но и там его нашёл театр: в театральном кружке училища юноша был и Дедом Морозом, и ведущим мероприятий, и исполнителем нескольких ролей в театральных постановках (например, он сыграл Волшебника в спектакле «Обыкновенное чудо»). Вот так, волей-неволей, Пётр вновь вернулся на сцену.

 

Получив специальность художника-живописца, Пётр поступил в институт культуры на актёрское отделение. За полгода до получения диплома пришлось прерваться на армию. Сразу после демобилизации, «не снимая военной формы», он сдал все экзамены, защитил дипломный спектакль и начал работать актёром уже в труппе театра. Так случилось, что судьбой был поставлен ультиматум: «У тебя есть год, чтобы доказать, что ты нужен этому театру!». В гримёрном цехе как раз нужны были специалисты, и Пётр обратил внимание на профессию гримёра.

 

«Искусству нанесения грима необходимо долго и кропотливо учиться. Грим бывает разным, и к каждому есть свой подход. Есть жирный грим–Supracolor, на водной основе – аквагрим, грим для аэрографа и боди-арта. И все они дают разный эффект. Самым сложным гримом, – вспоминает Пётр, – был грим в спектакле «Карлик Нос»: необходимо было разработать технологию и изготовить маски для Карлика и ведьмы Крейтервейс. Основная задача – придумать «лёгкое» использование и простую эксплуатацию, на что ушло около двух месяцев. Зато сейчас во время спектаклей практически нет проблем, и времени на данный грим уходит в десятки раз меньше, чем могло бы. Есть спектакли, где грим необходимо делать быстро-быстро и почти всем артистам, как в спектаклях «Антигона», «Мы», «Три товарища»… Выручает аэрограф, с которым важно уметь грамотно работать. Чуть уведёшь аэрограф не туда, дашь чуть больше краски – гриму же испорчен. Приходится смывать и наносить его заново».

 

На этапе создания нового спектакля не обходится без сложностей. Например, грим «пробуют» очень много: иногда кажется – бесконечно. Художники присылают фотографии референсов, объясняя, что они хотят. Это может быть всё, что угодно! Розовые ресницы из перьев или ещё какая-нибудь диковинка. Далее гримёр ищет что-то подобное, делает, фотографирует и отправляет художнику. И так раз за разом. Грим раскрывает режиссёрскую задумку не хуже актёрской игры.

 

Став начальником видеоцеха, Пётр не оставил профессию гримёра, часто помогает артистам с гримом на гастролях. Кстати, слово, объединяющее обе эти профессии, – «техника»: техника подключения видео и техника нанесения грима.

 

Рабочий день начальника видеоцеха достаточно интересный. Например, сегодня Пётр приехал к 10 часам, чтобы организовать видеозвонок для группы постановщиков и соединить их с композитором в онлайн-формате для обсуждения художественныхи технических вопросов, сроков выпуска спектакля и пр. После Пётр отправился на фотосессию, затем смонтировал спектакль и демонтировал оборудование для видеозвонка. И это всё до обеда!

 

Каждый спектакль индивидуальный, под каждый есть свой набор техники, проводов, шнуров и так далее. В какой-то постановке будет онлайн-трансляция (например, «Удачи, Марк!»), в какой-то – видеопроекция. Кроме этого, мониторы и прямая видеотрансляция нужны артистам оркестра и дирижёру, особенно если ритм-секция располагается не в оркестровой яме, а в трюме, что теперь не редкость. Другие камеры, установленные видеоцехом, помогают монтировщикам понять, в какой момент нужно запустить движение круга/кольца или поднять штанкеты.

 

Основной задачей видеотрансляций за кулисами является именно «общение» всех участников спектакля между собой. Артистам или сотрудникам цехов необходимо видеть то, что происходит на сцене, чтобы быстрей и проще ориентироваться и слаженно, чётко работать во время спектакля. И системой телевизионного вещания заведует Пётр.

 

На данный момент Пётр совмещает несколько творческих направлений в театре: монтаж видеооборудования и проведение спектаклей, грим и актёрство. Так, зрители могут увидеть Петра Марамзинана сцене в спектаклях «Географ глобус пропил», «Гостиница «Центральная», «Карлик Нос», «На всякого мудреца довольно простоты». Грим, к слову, Пётр всегда делает себе сам.

 

И как же возможно совмещать три таких должности? Это кажется чем-то невероятным. Только представьте, что в спектакле «Карлик Нос» Пётр наносит грим, выходит на сцену как действующий актёр и при этом управляет проектором с телефона.

 

Пётр не забывает следить за всем своим оборудованием. Аэрограф разбирает как маленький автомат. Чистит, промывает, старается следить, чтобы никто не оставлял в нём краску. Ко всему относится очень бережно.

 

Кстати, про автомат. Если бы не театр, то Пётр мог бы остаться в армии. Ему предлагали сделать карьеру в должности начальника пожарного наряда, так как молодой человек служил настоящим пожарным спасателем. Даже предотвратил один крупный пожар. Но после армии, конечно, Пётр вернулся в театр, ведь у него была мечта…

 

И теперь Пётр участвует в создании и проведении спектаклей. Ставит видео, делает грим. Продумывает удобную систему видеообщения. В выездном спектакле «Воскресенье» даже удалось поработать со светом посредством проектора. И здесь Петру помогает знание техник и определённых программ: от программ по монтажу до 3D-моделирования. В театральных профессиях всегда есть, к чему стремиться, в чём развиваться.

 

Пётр отмечает: «Когда я выхожу на спектакль, то оказываюсь вне всей рутины и получаю настоящее удовольствие. Я вижу в своей профессии рост, возможность учиться, запоминать новое, не стоять на месте».

 

А для наших читателей Пётр Марамзин оставляет послание: «Хочешь – делай». И своим примером показывает, как это всё реально!

 

МАОУ «СОШ № 77» г. Перми