Людмила Малькова

14 апреля, 10:13

Продолжая рассказ о театральных профессиях, мы не можем не упомянуть того, кто создаёт для зрителя красоту, чьими руками раскраиваются и шьются на актёров костюмы. Это интервью – с начальником пошивочного цеха Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского Людмилой Александровной Мальковой.

 

– Какое ваше первое воспоминание о театре?

– Моё первое посещение театра состоялось ещё в школе: это был, наверное, шестой или седьмой класс. Любопытно, но впервые я пришла именно в Пермский театр оперы и балета. Как сейчас помню: мы ходили на оперу «Кармен».

 

– Какое впечатление театр на вас произвёл? Вам сразу понравилась эта сфера?

– Тогда мы пришли просто потому, что нам сказали. Однако наша учительница по литературе Татьяна Рудольфовна смогла привить нам привычку: в театре надо надевать вторую обувь, девочки – туфельки, мальчики – тоже в сменной. И, конечно, девочки в платьях. Поход в театр – это всё-таки что-то такое… Торжественное. Сейчас, например, могут и в спортивном костюме прийти. Но остаются преданные театралы, в основном уже в возрасте, которые приходят нарядными: в горжетках, платьях.

 

– Какое образование вы получили, чтобы работать по своей специальности? Как начиналась ваша трудовая деятельность?

– Я окончила Лицей № 87. Моя специальность – конструктор-модельер верхней одежды. Тогда я ещё не знала, что попаду в театр: поначалу трудилась в ателье, а затем в магазине «Ткани». Потом работала в Драмтеатре закройщиком, ушла из этой сферы, но всё равно вернулась: сюда, в Пермский театр оперы и балета, где работаю вот уже 11 лет. Здесь жизнь другая, работа другая, здесь интересней.

 

– Какой ритм жизни в театре?

Многие говорят: «Театром нужно заболеть». Здесь особенная атмосфера, здесь жизнь кипит.  В ателье, если сравнивать, у тебя коллектив – всего несколько человек, с ними ты работаешь и общаешься. Ну, а в театре постоянная смена картинки, постоянно новые спектакли, новые люди и знакомства. Приезжают художники из разных стран. В общем, насыщенная  интересная жизнь.

 

– С какими трудностями вам пришлось столкнуться в работе?

Были трудности в плане возраста. В театре есть свои «старожилы» – работники, у которых стаж 30, 40 и более лет. Меня назначили начальником уже сложившегося коллектива: на тот момент в цехе работало больше 20-ти человек, и каждый со своим характером. Сначала они меня не воспринимали всерьёз, поэтому статус и уважение я заработала трудом. В этом театре своя специфика – надо уметь договариваться с людьми. Художники, костюмеры, закройщики – у всех свой характер. Ну, а я между ними всегда лавирую, иногда даже конфликты приходится решать.

 

– А как проходит ваш обычный рабочий день?

Нет такого, что каждый рабочий день был обычным. Вообще, интересно, а как вы представляете работу начальника пошивочного цеха?

 

– Ну, вы руководите портными?

Сейчас у меня в цехе всего 12 человек, поэтому частот приходится помогать кроить и шить. Иногда по магазинам нужно ездить, закупать ткани на спектакль. Вот, например, завтра, в нерабочий день, мы выходим, потому что подаём костюмы, то есть отдаём их костюмерам, а они одевают актёров. Мы смотрим, как выглядят костюмы на сцене, а художник вносит корректировку: что-то доделать, что-то переделать. 

 

– Сколько нужно времени, чтобы сшить костюмы?

– Это зависит от спектакля. Если это балет в трех действиях, то в спокойном ритме, понадобится не меньше четырёх месяцев.

 

– К вашей профессии нужно иметь призвание? Или достаточно любви к театру?

– Конечно любовь к театру должна быть, и она есть у каждого кто здесь работает, но не мало важно любить свою профессию!

 

– Людмила Александровна, какой ваш любимый спектакль, связанный с работой?

Мне очень нравился и нравится, балет «Жар-птица» Алексея Мирошниченко – главного балетмейстера театра и художника по костюмам Татьяны Ногиновой. Этот балет очень динамичный, костюмы запоминающиеся. Часть костюмов с этого балетабыли на выставке в Санкт-Петербурге. Ну, а самый сложный, для меня, – это балет «Золушка».

 

– Вы сами придумываете костюмы?

Нет, есть команда постановщиков спектакля. С командой приезжает режиссёр, художник по декорациям, художник по костюмам. Последний как раз показывает эскизы с техническим описанием. Затем мы с технологом и закройщиками обсуждаем, как будем это делать.

 

– Вы ходите на спектакли в качестве зрителя?

Нет. За 11 лет я была на них всего два раза. Я их смотрю: бывает, что и по нескольку раз, когда у нас главный «прогон». Иногда беру на этот «прогон» дочь, родителей.

 

– Есть ли у вас профессиональная деформация?

Есть, и не только в спектаклях. Когда я смотрю фильмы, когда по улице иду тоже что-нибудь замечаю... Этой зимой посчастливилось сходить на «Щелкунчик», и я практически весь спектакль смотрела костюмы, всё ли с ними в порядке.

 

– Сложно ли работать в креативной сфере с творческими людьми?

Мне несложно. Я очень коммуникабельный человек. Нахожу общий язык со всеми.

 

– Скажите, пожалуйста, какую роль играет театр в вашей жизни.

Не могу представить жизнь без театра. Столько времени здесь провожу.

 

– Случаются ли у вас командировки?

Да, например, в Москву и в Санкт-Петербург для покупки тканей.

 

– Есть ли у вас жизненный принцип?

Я люблю ставить цель и идти к ней. И из того, что задумано, у меня всё получается. Ничего нет невозможного!

 

Команда МАОУ «Школа «Диалог» г. Перми