Илья Губин

14 апреля, 10:12

Каково это – быть автором знаменитых постановок? Мы поинтересовались у востребованного драматурга, театрального критика, члена Ассоциации театральных критиков России, руководителя литературно-драматической части Пермского театра юного зрителя – Ильи Андреевича Губина.

 

– Помните ли Вы, как впервые пришли в театр?

– На самом деле, мне довольно часто задают этот вопрос. Но я не помню свой первый поход в театр. А вот то, как я начал заниматься театром, довольно интересная история. Я родом из Нытвы, небольшого города в Пермском крае, который славен своими заводами. В Нытве очень долго существовал народный театр, который в своё время возглавлял Сергей Павлович Федотов, создатель Пермского театра «У Моста». Мы с ним начинали заниматься театром в одном месте – в клубе «Металлург». Именно оттуда, из этой театральной студии, которой руководила прекрасный педагог и режиссер Татьяна Вахрамеева, берёт начало моя любовь к театру.

 

– Какое образование Вы получили?

Я окончил филологический факультет Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Ни разу не пожалел о своём решении учиться именно там: у меня были прекрасные преподаватели. На самом деле, учёба на филологическом факультете учит самому главному – мыслить. Потому что филология – это наука, которая заставляет тебя вчитываться и вдумываться.

 

– Расскажите, как Вы попали в театр юного зрителя? С какими трудностями пришлось столкнуться?

Мне не приходилось сталкиваться с трудностями. Я всегда говорю, что театр — это праздник. У меня есть убеждённость, что в жизни нужно заниматься только тем, что приносит удовольствие. Сейчас я нахожусь на своём месте, и мне нравится то, чем я занимаюсь. И я очень благодарен Михаилу Юрьевичу Скоморохову, который позвал меня в театр. И я с уверенностью могу сказать, что всему, что я сегодня умею в театре, научил меня именно он.

Однажды ТЮЗ проводил театральную лабораторию, на которой молодые режиссёры и артисты театра создавали эскизы спектаклей. Потом некоторые эскизы переросли в полноценные спектакли. Я работал в жюри этой лаборатории, ещё будучи студентом, именно тогда мной заинтересовался Михаил Юрьевич и в последствии пригласил работать в театр.

 

– Как проходит Ваш обычный рабочий день?

Всегда по-разному. У меня, например, есть привычка вести с коллегами увлекательные беседы. А всё потому, что в театре очень многое рождается из общения: из того, чем с нами делятся и чем делимся мы, возникают идеи спектаклей, новые театральные проекты. Ну, а когда в театре ставится спектакль по моей пьесе, я обязательно принимаю участие в репетициях. Тогда у меня очень плотный рабочий график: с 11 до 14 я принимаю участие в утренней репетиции, с 14 до 17 выполняю обязанности руководителя литературной части: согласовываю и составляю лицензионные договоры, веду переговоры с авторами, пишу аннотации спектаклей, составляю тексты для программок, утверждаю тексты афиш и много-много разной необходимой бумажной работы… Ну, а с 17 до 21 наступает время вечерней репетиции. 

 

– Что в Вашей профессии самое интересное?

Долгое время, будучи заведующим литературной частью в ТЮЗе, я считал самым интересным общение с народным артистом РФ, лауреатом многих фестивалей и премий, в том числе «Золотой маски», да и просто прекрасным режиссером Михаилом Юрьевичем Скомороховым. Я желаю, чтобы у всех людей, которые приходят в театр, был такой наставник, как Михаил Юрьевич. За ним всегда хотелось пойти, он всегда мог тебя направить.

Сегодня мне очень нравится осознавать себя драматургом. Ни с чем не сравнимо то чувство, когда театры берут мои пьесы для постановки. Самое интересное в работе драматурга — это процесс придумывания истории, когда ты выстраиваешь, в каких взаимоотношениях находятся те или иные герои, когда ты выбираешь тему своей пьесы. Когда я пишу инсценировку, то есть перевожу прозаический текст на язык драматургии, в моей работе  соединяются даже две профессии – драматург и литературовед. Я ищу в текстах смыслы, которые впоследствии рождают пьесу, а потом и целый спектакль. Таким образом, роман или повесть обретают своё место на театральной сцене.

Очень люблю наблюдать, как придуманные мной герои оживают на сцене в период репетиций, а со временем от спектакля к спектаклю продолжают меняться благодаря актерским придумкам. Спектакль – живой организм, он постоянно меняется по разным причинам, даже погода на улице может внести свои правки в спектакль, но главное то, что артисты, играющие спектакль, находят какие-то новые смыслы в нём. Искусство театра – это в первую очередь искусство интерпретации. Театр — это искусство, которое задаёт вопросы. Вы должны выйти после спектакля и размышлять: «А правильно ли сделал тот герой? А правильное ли это было решение?». Если после спектакля вы вышли, и в вашей голове нет вопроса, нет желания поразмышлять о нем, то это значит лишь одно – спектакль неудачный. Но если после просмотра герои, темы и сама постановка продолжает «жить» в вас, вы продолжаете думать о ней – это главное свидетельство того, что вы увидели хороший спектакль.

 

– А какой Ваш самый любимый спектакль с рабочей точки зрения?

Я люблю спектакль «Золушка»: он для меня очень дорогой, тёплый и рождённый в большой любви. Также мне близка рассказанная в нём история, то, как мы с режиссером Ириной Ткаченко на неё взглянули. В нашем спектакле абсолютно нетипичный принц, да и Золушка у нас не жертва, а девушка более волевая. Конечно, очень люблю спектакль по своей первой пьесе – «Каникулы в Лукоморье», он, к сожалению, уже не идет на нашей сцене, но живет в моих воспоминаниях, и, надеюсь, воспоминаниях зрителей. А нелюбимых спектаклей у меня нет. Я в целом люблю театр, и даже если мне не близок спектакль, всё равно найду то, что будет меня в нём греть. Это могут быть актёрская работа, работа художника, работа балетмейстера и т.д.

 

– Сложно ли работать в креативной сфере с творческими людьми?

Нет. Самое главное – любить то, чем ты занимаешься, и тех людей, которые рядом с тобой работают. Безусловно, все мы очень сложные люди, со сложными характерами. Но когда ты любишь этих людей, когда ты их принимаешь со всеми их недостатками, то работать становится легче.

 

– Поделитесь, пожалуйста, своими увлечениями.

Я люблю путешествия. Был в Китае, например. Очень я люблю Грузию. Неоднократно отдыхал в Турции и Египте. Если меня спросить, куда бы я хотел вернуться, то я назову две страны: Грузия и Черногория. В них я готов возвращаться бесконечно. Еще я посетил очень много городов в России, очень мне близки по духу Санкт-Петербург, Екатеринбург и Челябинск. Да и в целом я люблю путешествовать по нашей стране.

 

– Какую роль играет театр в Вашей жизни?

Театр и есть моя жизнь. Я не представляю, чтобы я не работал в театре. Весь мой круг общения так или иначе с ним связан. Всё моё окружение и все мои друзья — это люди, которые работают в театре или как-то связаны с театром.

 

МАОУ «Школа «Диалог» г. Перми