Галина Кетова

14 апреля, 10:14

Говорят, для зрителя, собственно, театр начинается с вешалки. Допустим. А с чего начинается магия сцены? Именно магия, ведь мы в гостях в самом мистическом пермском театре «У Моста».

Особую ауру спектаклям этого театра создают декорации, реквизит, костюмы актеров, которые подбирают столь тщательно, что зритель мгновенно окунается в эпоху, события постановки, только гаснет в зале свет. Десятки миров в спектаклях визуализирует реквизит, который создают в собственных мастерских. Где-то реквизиторы создают оригинальные вещи, где-то дополняют коллекцию подлинными, даже антикварными предметами. Без их работы священнодействия артистов на сцене во многом потеряли бы выразительность, историчность, правдоподобность.

Как оживает реквизит на сцене, взаимодействует с художественным замыслом спектакля нам рассказала главный реквизитор театра «У Моста» Галина Анатольевна Кетова.

 

– Как создавался фонд реквизита в театре?

– Реквизит собирается годами. В основном, его приносят постоянные зрители, которые ходят к нам десятилетиями и хорошо знакомы с постановками. Либо мы даём объявления о том, что нужно. У нас сейчас работает профессор, консультант театральный, кстати, он даже играет в некоторых спектаклях. Он очень помогает нам с реквизитом, так как хорошо разбирается в эпохах, сам организует тематические выставки с предметами старины.

 

– Насколько важен реквизит в спектакле?

В репертуаре нашего театра есть такой спектакль «Красавица из Линэна». В этом спектакле был задействован горшочек. Мы с моими помощницами не могли найти подходящий и решили его заменить на что-то похожее, подходящую посудину. Это оказалось большой ошибкой. Как оказалось, именно горшок с ручками играет основную роль в спектакле. Теперь я тщательно прислушиваюсь к режиссёру и ищу реквизит в точности, как он просит. Потому что реквизит играет важную роль в спектакле, создавая его атмосферу. Реквизит важно подобрать с точностью до мелочей, даже самый маленький реквизит, например, чернильница. Режиссёр очень любит, когда большое действие на сцене дополняется множеством мелочей из реквизита.

 

Какой самый сложный спектакль с точки зрения работы реквизитора?

Это спектакль «На дне». Там использовано огромное количество декораций и реквизита. Для этого спектакля приходится даже варить картошку, пельмени. Кстати, водка в этом спектакле используется настоящая. Ночлежка на сцене у нас пахнет дегтярным мылом, луком и водкой, которую мы разбрызгиваем. Такой запах ужасный стоит. Все для того, чтобы создать атмосферу этой ночлежки. У нас множество спектаклей, где актеры кушают. Это для меня настоящая головная боль. В спектакле «Головлёвы» по сценарию героям приходится накрывать целый стол с яствами. Настоящие пироги, баранки, супы, блины, кисель, компот, кутья, солёные огурцы – это всё мне нужно приготовить самой. В наших спектаклях все приближено к натуральному: если обедает актёр на сцене, то еда эта настоящая.

    

– О мистике, происходящей в вашем театре, ходят легенды. Бывало ли, что реквизит странным образом пропадал во время спектакля или перед его началом?

Труппа театра поехала на гастроли, звонит актриса и говорит: «Галина Анатольевна, нет замка с ключами». Я сказала им искать, так как это знаковый реквизит для спектакля. Искали долго. Оказалось, коробочка с замком лежала в гробу, закатилась под обивку. Как она там оказалась, никто так и не разобрался. Я всегда очень переживаю, когда звонят и не могут отыскать какую-то вещь. Если не положить реквизит в багаж перед гастролями, будет настоящая катастрофа. Поэтому относиться нужно всегда очень ответственно.

 

Какими навыками должен обладать реквизитор?

На реквизитора нигде не учат! Нужно через свой опыт наработать эти навыки. Нужно чувствовать сцену и режиссёра. Понимать, что от тебя требуют и для чего. Я должна выдать реквизит, собрать его, сохранить. У меня подписана бумага об ответственности за него. И должна следить, чтоб ничего не сломалось и не пропало.

 

Кто такие «мостовцы»?

У нас прекрасный и дружный коллектив. Молодые актрисы помогают мне разобраться с реквизитом, а я раскладываю в хранилище все как нужно, чтоб было легче найти. До меня здесь не было реквизитора около года, пришлось долго все приводить в порядок. А ещё у нас в театре есть интересный ритуал. Сцену перед спектаклем должны обязательно помыть не только уборщица, но и актрисы.

 

Театр «У Моста» называют самым мистическим театром в России, как сложилась такая репутация?

Не только в России, а я бы сказала самый мистический в мире! Об этом очень любит говорить наш режиссёр Сергей Павлович Федотов. Не объяснимое у нас случается постоянно. Либо свет выключится, либо мышь летучая вылетит. Иногда даже вещи пропадают бесследно. Мистика у нас присутствует везде, а главное – в спектаклях! Даже в тех, где сложно представить что-то мистическое, какая мистика, например, в гоголевской «Женитьбе»? Но зрители в спектакле её замечают.

 

Как вы относитесь к экспериментам на сцене?

В Москве поставили «Хануму». Я была на этой постановке. Главная героиня в какой-то рубахе, в джинсах. Где Ханума? Нет! У нас же всё по классике ставится. Все должно соответствовать тому, как написал автор. И Сергей Павлович Федотов всегда в своих выступлениях перед спектаклем слово берёт, говорит, что мы русская классика. Как автор написал, мы так и ставим, так и играем. Он очень к этому трепетно относится. Постмодерн, так называемый, у нас не приветствуется.

 

Что вам больше всего нравится в профессии реквизитора «У Моста»?

Не кривая душой, скажу, что мне всё нравится. Волей судьбы попала сюда и я очень этому рада. В нашем театре нет монотонности, играются абсолютно разные спектакли, наш талантливый режиссёр и хороший коллектив меня очень радуют. Работа реквизитора очень весёлая!

 

Команда МАОУ «СОШ № 22» г. Перми