Галина Кетова
![](assets/cache/images/projects/geroizak/ketova-u-mosta-808x460-9d5.jpg)
Говорят, для зрителя, собственно, театр начинается с вешалки. Допустим. А с чего начинается магия сцены? Именно магия, ведь мы в гостях в самом мистическом пермском театре «У Моста».
Особую ауру спектаклям этого театра создают декорации, реквизит, костюмы актеров, которые подбирают столь тщательно, что зритель мгновенно окунается в эпоху, события постановки, только гаснет в зале свет. Десятки миров в спектаклях визуализирует реквизит, который создают в собственных мастерских. Где-то реквизиторы создают оригинальные вещи, где-то дополняют коллекцию подлинными, даже антикварными предметами. Без их работы священнодействия артистов на сцене во многом потеряли бы выразительность, историчность, правдоподобность.
Как оживает реквизит на сцене, взаимодействует с художественным замыслом спектакля нам рассказала главный реквизитор театра «У Моста» Галина Анатольевна Кетова.
– Как создавался фонд реквизита в театре?
– Реквизит собирается годами. В основном, его приносят постоянные зрители, которые ходят к нам десятилетиями и хорошо знакомы с постановками. Либо мы даём объявления о том, что нужно. У нас сейчас работает профессор, консультант театральный, кстати, он даже играет в некоторых спектаклях. Он очень помогает нам с реквизитом, так как хорошо разбирается в эпохах, сам организует тематические выставки с предметами старины.
– Насколько важен реквизит в спектакле?
– В репертуаре нашего театра есть такой спектакль «Красавица из Линэна». В этом спектакле был задействован горшочек. Мы с моими помощницами не могли найти подходящий и решили его заменить на что-то похожее, подходящую посудину. Это оказалось большой ошибкой. Как оказалось, именно горшок с ручками играет основную роль в спектакле. Теперь я тщательно прислушиваюсь к режиссёру и ищу реквизит в точности, как он просит. Потому что реквизит играет важную роль в спектакле, создавая его атмосферу. Реквизит важно подобрать с точностью до мелочей, даже самый маленький реквизит, например, чернильница. Режиссёр очень любит, когда большое действие на сцене дополняется множеством мелочей из реквизита.
– Какой самый сложный спектакль с точки зрения работы реквизитора?
– Это спектакль «На дне». Там использовано огромное количество декораций и реквизита. Для этого спектакля приходится даже варить картошку, пельмени. Кстати, водка в этом спектакле используется настоящая. Ночлежка на сцене у нас пахнет дегтярным мылом, луком и водкой, которую мы разбрызгиваем. Такой запах ужасный стоит. Все для того, чтобы создать атмосферу этой ночлежки. У нас множество спектаклей, где актеры кушают. Это для меня настоящая головная боль. В спектакле «Головлёвы» по сценарию героям приходится накрывать целый стол с яствами. Настоящие пироги, баранки, супы, блины, кисель, компот, кутья, солёные огурцы – это всё мне нужно приготовить самой. В наших спектаклях все приближено к натуральному: если обедает актёр на сцене, то еда эта настоящая.
– О мистике, происходящей в вашем театре, ходят легенды. Бывало ли, что реквизит странным образом пропадал во время спектакля или перед его началом?
– Труппа театра поехала на гастроли, звонит актриса и говорит: «Галина Анатольевна, нет замка с ключами». Я сказала им искать, так как это знаковый реквизит для спектакля. Искали долго. Оказалось, коробочка с замком лежала в гробу, закатилась под обивку. Как она там оказалась, никто так и не разобрался. Я всегда очень переживаю, когда звонят и не могут отыскать какую-то вещь. Если не положить реквизит в багаж перед гастролями, будет настоящая катастрофа. Поэтому относиться нужно всегда очень ответственно.
– Какими навыками должен обладать реквизитор?
– На реквизитора нигде не учат! Нужно через свой опыт наработать эти навыки. Нужно чувствовать сцену и режиссёра. Понимать, что от тебя требуют и для чего. Я должна выдать реквизит, собрать его, сохранить. У меня подписана бумага об ответственности за него. И должна следить, чтоб ничего не сломалось и не пропало.
– Кто такие «мостовцы»?
– У нас прекрасный и дружный коллектив. Молодые актрисы помогают мне разобраться с реквизитом, а я раскладываю в хранилище все как нужно, чтоб было легче найти. До меня здесь не было реквизитора около года, пришлось долго все приводить в порядок. А ещё у нас в театре есть интересный ритуал. Сцену перед спектаклем должны обязательно помыть не только уборщица, но и актрисы.
– Театр «У Моста» называют самым мистическим театром в России, как сложилась такая репутация?
– Не только в России, а я бы сказала самый мистический в мире! Об этом очень любит говорить наш режиссёр Сергей Павлович Федотов. Не объяснимое у нас случается постоянно. Либо свет выключится, либо мышь летучая вылетит. Иногда даже вещи пропадают бесследно. Мистика у нас присутствует везде, а главное – в спектаклях! Даже в тех, где сложно представить что-то мистическое, какая мистика, например, в гоголевской «Женитьбе»? Но зрители в спектакле её замечают.
– Как вы относитесь к экспериментам на сцене?
– В Москве поставили «Хануму». Я была на этой постановке. Главная героиня в какой-то рубахе, в джинсах. Где Ханума? Нет! У нас же всё по классике ставится. Все должно соответствовать тому, как написал автор. И Сергей Павлович Федотов всегда в своих выступлениях перед спектаклем слово берёт, говорит, что мы русская классика. Как автор написал, мы так и ставим, так и играем. Он очень к этому трепетно относится. Постмодерн, так называемый, у нас не приветствуется.
– Что вам больше всего нравится в профессии реквизитора «У Моста»?
– Не кривая душой, скажу, что мне всё нравится. Волей судьбы попала сюда и я очень этому рада. В нашем театре нет монотонности, играются абсолютно разные спектакли, наш талантливый режиссёр и хороший коллектив меня очень радуют. Работа реквизитора очень весёлая!
Команда МАОУ «СОШ № 22» г. Перми