Галина Ивинских

14 апреля, 10:14

Интервью в рамках проекта «Герои закулисья» с Галиной Павловной Ивинских, профессором кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры, членом Союза театральных деятелей, доктором культурологии, автором блестящих книг-исследований, посвящённых истории театрального искусства Урала.

 

– Галина Павловна, за что вы любите свою профессию?

Есть известный принцип: «если не можешь делать то, что любишь, люби то, что делаешь». В этом смысле «повезло». Всегда могла заниматься любимым делом. Около 30 лет была зав. литературной частью Пермского академического театра драмы (ныне Театр-Театр). Приоритетная задача в работе завлита – выбор репертуара. В сущности, выбор пьесы – это выбор героя, «героя нашего времени». А такой герой не бывает случайным, он всегда выражает состояние общества, его мечты и надежды, веру или безверие. Им может оказаться и персонаж классической пьесы. Но проблема в том, как этого героя, разглядеть в жизни и в драматургии? Это интересно, увлекательно.

И вот уже второе десятилетие преподаю в институте культуре. Читаю семь дисциплин, связанных с историей театра и кино. Получается, что с театром я все равно не расстаюсь. Тем более, что периодически в рамках изучения «Театрального искусства Урала» ставим со студентами спектакли по специальным сценариям или оригинальным произведениям, отражающим ключевые моменты театральной истории региона.

 

– Что даёт театр зрителям? А обществу в целом?

Не только актеры, но и публика ходит в театр играть, уйти от обыденности. Как в свое время сказал авангардист Жан Кокто, «все устранимо, кроме трудности бытия». И именно театр, пусть на короткое время, способен «устранить» эту трудность, перевести человека в другое состояние, далекое от повседневности.

Состояние – это то индивидуальное, что привносит артист в роль, что делает его творчество уникальным явлением, не похожим ни на какой другой род деятельности. Только актёр может показать, как было «на самом деле»! В каком состоянии были, например, Гамлет, когда бросал в лицо матери обидные слова, или Анна Каренина, когда решила броситься под поезд. Неслучайно в японском языке слово актер означает, «приносящий забвение». Кому-то не хватает светлой любви, кому-то – адреналина. Театр компенсирует «недостачу».

 

Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы из Перми?

– Я из Ленинграда. Так вот жизнь повернулась – приехали сюда. И не жалею. Полюбила это место под солнцем.

 

Были ли в вашей жизни примеры для подражания?

– Что касается тяги к театру, то никаких примеров или семейных предпосылок не было. Главным воспитателем в более широком смысле, как ни странно, для меня стала война – Великая Отечественная. Папа прошел всю войну, но ничего не рассказывал (как и многие фронтовики). Запоем читала книги, в них находила примеры, понимала, что достойно, а что подло. И все трудности жизни воспринимались мною через призму тех, давно минувших событий. Например, жарким днем (запоздало) убираю из шкафа зимнюю одежду, а сама думаю: «Как они там, на солнцепёке во время войны?» Когда зима, наоборот: «Как они там, на морозе в окопах?» Даже сейчас, говорю, а у меня опять мурашки.

 

– Когда появилась любовь к театру?

– В детстве. Повлияли впечатления, полученные в театре от детских сказок. Помню волшебство: падает снег, меняется свет. Этот необычный мир на сцене меня завораживал.

Социологи и педагоги давно обратили внимание, что у подростков (в 12–13 лет) ослабевает интерес к театру. Появляются разные увлечённости, реальный мир, который начинает открываться, кажется гораздо привлекательнее сценического вымысла. И если дети в раннем возрасте не знакомятся с театром, то в дальнейшем интерес к нему может и не развиться. А это обедняет человека.

 

– Где вы учились?

Окончила филфак Пермского университета, затем, в Москве, уже заочно – театроведческий факультет театрального института (ГИТИС). Писать о театре в местной печати стала еще во время учебы в университете.

В советское время существовала такая система: выпускники по распределению должны были отработать три года. Но наши мальчики (сейчас это известные писатели: Леонид Юзефович, Анатолий Королёв), чтобы меня не направили в какую-нибудь древнюю,  решили «пристроить» меня в газету, и незадолго до выпуска организовали встречу с главным редактором «Вечерней Перми». Там мне дали задание: что-нибудь написать. Ну, а я, естественно, обратила свой взор на театр, писала какие-то заметки, рецензии на спектакли ТЮЗа, театра драмы, брала интервью. Но постоянная работа в газете меня не привлекала и в деревню, точнее в село, я все-таки поехала, какое-то время поработала там в школе. Кстати, было интересно, ребята потом еще долго писали мне трогательные письма. Когда вернулась в Пермь снова стала печататься. Коль скоро писала в основном о театре, то тогда и решила поступить в ГИТИС.

 

– Как начинался ваш путь в театре?

– В театре я начала работать с 1976 года по приглашению главного режиссера театра народного артиста СССР Ивана Тимофеевиче Бобылева. А еще ранее (это был 1974 год), готовя материал о предстоящей премьере спектакля «Сирано де Бержерак» по пьесе Э. Ростана, я несколько раз приходила на репетиции, о чем-то спрашивала режиссера, сама делилась впечатлениями. В итоге Бобылев привлек меня в качестве неофициального консультанта по эпохе (действие спектакля разворачивалось во времена Людовика ХIV).

После выхода этого спектакля я стала ходить и на другие репетиции, более того, их записывать. Было очень интересно наблюдать за творческим процессом. Старалась бывать на репетициях при малейшей возможности, за счет выходных дней и отпусков. «Служила» тогда в Городском отделе культуры. Работать в театре не стремилась, как представлялось, это лишит меня возможности писать о нем. Что, как потом выяснилось, не стало препятствием. Но это были уже не рецензии, а монографии, связанные с историей театра, с социокультурным контекстом, с восприятием искусства, с психологией творчества. И записи репетиций (а это тысячи страниц), и многочисленные встречи со зрителями в этом деле, в том числе и в написании диссертаций очень пригодились.

 

– Вы сформировали большой театральный архив, создали музей в институте культуры. Что к этому привело?

– Интересоваться театральной историей, не вообще, а целенаправленно начала с учебы в ГИТИСе. Кстати, дипломная работа была посвящена Пермскому академическому театру драмы и называлась – «Театр, рожденный по весне». Театр открылся 14 марта 1927 года. С нуля была восстановила его история и репертуар, начиная с первых спектаклей.

Когда начала работать в театре, то принесла с собой и обширный архив, накопленный к тому времени, документальные свидетельства, фотографии и т. д. Архив, конечно, пополняла, в нем накопилось несколько тысяч единиц хранения. С середины 1990-х годов стала сама фотографировать.

В 2002-2003 годах в театре начали создавать театральный музей. Оформлялись документы в областном управлении культуры при поддержке Москвы, Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина. Были уже созданы и размещены в фойе театра несколько экспозиций. Но в 2004 году новое руководство театра сочло «создание  музея нецелесообразным». Такова предыстория.

Когда я пришла в институт культуры, то горизонт интересов расширился. В 2006 году был объявлен конкурс «Пермь – культурная столица Поволжья». В рамках этого проекта я выиграла грант, и в 2007 году на базе института был создан научно-просветительский центр театрального искусства Пермского края (ТЕАЦЕНТР). Это своеобразный мини-музей, в его экспозициях представлен 200‑летний путь развития сценического искусства от первых крепостных театров до современных театров в Перми и крае. Здесь проводятся экскурсии, творческие встречи, оказывается консультационная помощь, связанная с историей, теорией и современным состоянием театра.

 

– Поделитесь творческими планами.

– В следующем году мы будем отмечать 50-летие института. Планируем создать виртуальный музей театрально-музыкальной культуры Пермского края, а также оформить в институте мемориальную комнату Ивана Тимофеевича Бобылёва, который стоял у истоков создания и становления вуза, был первым заведующим кафедрой искусств. В январе 2025 года ему исполнилось бы 100 лет. Сейчас я пишу книгу «Короткие разговоры длиною в жизнь», посвящённую его жизни и творчеству.

 

– Какие советы вы могли бы дать тем, кто только начинает творческий путь?

– Советую им взращивать себя, как говорится, смолоду. Как это? Вступающим в жизнь следует искать ориентиры, разбираться, что хорошо, а что плохо. И если вы будете читать книги, смотреть спектакли, кино, то лучше узнаете себя, поймете, на что ваше сердце откликается, на что реагирует. В сущности, и театр не отражает, а реагирует на жизнь, задает модели поведения.

Я, например, уже с восьмого класса понимала, что моя стезя – это литература, театр, гуманитарная сфера. Важно осознать, что ничего дороже времени нет. Хорошо бы с юных лет всё делать своевременно, замечать перекрёстки судьбы и выбрать верную дорогу. Ведь если тебе всё равно, тогда так по жизни и «проплывёшь». Осмысленная позиция должна быть.

***

Как писал Высоцкий в «Балладе о борьбе»:

Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Команда МАОУ «СОШ № 132» г. Перми