Елена Моисеева

14 апреля, 10:13

Создание театральных декораций – сложный и кропотливый процесс. Художники-декораторы превращают огромные холсты в удивительные полотна, которые переносят зрителей на улицы средневековых городов, в сказочные замки или мрачные леса. Мы встретились с начальником художественно-декоративного цеха Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Еленой Николаевной Моисеевой и поговорили с ней об особенностях её редкой и необычной профессии.

 

– Здравствуйте Елена Николаевна. Расскажите, кто такой художник-декоратор?

– Художник-декоратор – это человек, который изготавливает декорации для спектаклей. Наша работа тяжёлая, но интересная: мы рисуем, шьём, порем, кроем, даже гвозди забиваем.

 

– Как вы стали художником-декоратором? Почему вы выбрали такую необычную профессию?

– Я любила рисовать с самого раннего детства. Вот как родилась, так и потянулась к краскам и кисточкам. Уже с садика мои рисунки занимали первые места, оказывались на выставках, поэтому мои родители и не удивились, когда я выбрала для себя художественную профессию. Вообще, я думала, что стану учителем рисования или черчения в школе. Даже отучилась какое-то время по этому направлению, но потом решила связать свою жизнь с театром. Профессия художника-декоратора – достаточно редкая. У нас в стране мало вузов, где можно получить такую специальность. Я жила в Сибири и там закончила специальное учебное заведение,но это было так давно – сейчас уже и не вспомню, в каком году.

 

– А как и когда вы попали в Пермский театр оперы и балета?

– В 90-е годы по семейным обстоятельствам я переехала в Пермь. В стране тогда было тяжёлое время. Мне хотелось найти какой-то островок стабильности, и я устроилась художником-декоратором в пермский оперный театр. Кстати, когда искала работу, побывала в нескольких местах, но именно Пермский театр оперы и балета мне сразу приглянулся. Здесь есть своя неповторимая атмосфера. Через полгода меня назначили начальником художественно-декорационного цеха, потому что у меня были и соответствующее образование, и знания, и опыт. И как-то незаметно я проработала на этой должности уже 26 лет.

 

– Каких качеств требует ваша профессия? Что нужно знать и уметь художнику-декоратору?

– Наша профессия, как я уже упомянула, тяжёлая и физически, и эмоционально. Художнику-декоратору нужны крепкое здоровье и выносливость, потому что мы постоянно на ногах. И конечно, необходимо иметь художественные навыки, знать теорию изобразительного искусства. Но в нашей профессии есть и много особенностей, которым не научишься в художественной школе, поэтому молодые сотрудники, которые только поступают на работу в театр, необходимые умения приобретаютна практике, в нашем цехе.  

 

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее, чему молодые художники-декораторы обучаются уже во время работы?

– Прежде всего мы готовим декорации очень больших размеров. Наш цех занимает 600 квадратных метров. Огромные холсты мы раскатываем на полу и прибиваем гвоздями. У нас есть специальная обувь, чтобы ходить по декорациям во время работы, а ещё мы используем особые кисти и карандаши с длинными ручками. Это необходимо, потому что художники-декораторы расписывают холсты стоя, иначе просто ничего не увидят. Коллектив нашего цеха обязательно должен быть сплочённым, дружным, ведь над одним холстом вместе работают и пять, и даже десять человек. Поэтому у нас люди подбираются друг к другу почти как космонавты. А ещё художники-декораторы часто работают по ночам, когда нужно что-то сделать на сцене, ведь днём она всегда занята. К такому режиму не все привыкают.

 

– С чего начинается работа над декорациями для спектакля? Кто их придумывает?

– Изначально эскизы декораций создаёт художник-постановщик. У каждого спектакля он свой. Чаще всего художники-постановщики приезжают из столицы или из-за рубежа, но иногда бывают и местные. Например, в октябре у нас будет премьера детского спектакля, который ставит пермячка. Все детали будущей постановки мы обговариваем на техсоветах: какие нужны декорации, какие использовать материалы, чтобы добиться необходимого эффекта на сцене. Затем в дело вступают наши цеха: художественный, бутафорский, столярный, слесарный. Мы берём эскизы и воплощаем их в реальность, а это совсем непростая задача, ведь их необходимо увеличить во много раз. Так что мы вкладываем в работу и своё творческое видение.

 

– Какие декорации сложнее всего создавать?

– У художников-декораторов не бывает простых задач. Но, конечно, нам сложнее работать над декорациями, где очень много аппликационной и пошивочной работы. Ещё живописные декорации подчас требуют проработки мелких деталей. А это кропотливый труд. Но самое главное – у нас нет права на ошибку. Подготовка спектакля всегда имеет жёсткие сроки. Если художник что-то неправильно сделает, то потратит материалы и время на исправление, которых всегда не хватает. А иногда допущенную ошибку исправить и невозможно. Например, испортил художник холст – другую краску не нанести, стереть тоже нельзя. Нужно выбрасывать и готовить новый. В другом цехе это, может быть, и не займёт много времени, но у нас то габариты декораций огромные. Поэтому художникам-декораторам нужно внимательно слушать задания и очень серьёзно относиться к работе.

 

– А как долго готовятся декорации к спектаклю?

– Это зависит от сложности эскиза художника-постановщика. В среднем на подготовку декораций требуется от одного до трёх месяцев.

 

– Есть ли какие-то современные технологии, которые помогают вам в работе? Например, цифровая печать по ткани?

– Да, конечно, мы используем цифровую печать, когда есть много механической работы, или нужна графика, которую нет смысла делать руками. Иногда после печати мы можем сразу сшить и повесить декорацию, но чаще мы её дорабатываем: что-то вырезаем, клеим, дописываем. Ещё есть лазерная резка, которую мы применяем для подготовки жёстких декораций, реквизита, бутафории.

 

– Могут ли в будущем декорации для театра создаваться полностью при помощи компьютерных технологий, без участия человека?

– Думаю, что профессия художника-декоратора в театре будет востребована всегда. Сколько рисунков ни печатай на различном оборудовании, ручной труд не заменить. В нём чувствуется радость, терпение, любовь к своему делу. Да, технологий много, но время показало, что без художника никуда.

 

– Какой необходимый для работы предмет у вас всегда с собой?

– Небольшая рулетка и карандаш. В нашей профессии постоянно требуется что-нибудь измерить.

 

– Вы помните свой первый спектакль, над которым работали? И есть ли у вас любимые постановки?

– Первым спектаклем, для которого я делала декорации, когда только пришла в театр, был одноактный балет «Танго-Танго». Его давно уже нет в репертуаре. А люблю я все спектакли, над которыми работала, каждый нравится по-своему.

 

– Случались ли с вами в театре какие-то необычные или мистические истории?

– Театр – это вообще мистическое место. Здесь постоянно происходит что-нибудь необъяснимое. У нас в цеху часто слышны какие-то шорохи, звуки, что-то падает, передвигается. Я думала, это только наш цех такой «живой», но и бутафоры о подобном рассказывали. А недавно была интересная история. Когда ставили оперу «Дон Жуан», то для декораций привезли ростовые манекены, как в магазинах. Их было, наверное, штук сорок. Всех собрали, поставили рядышком друг с другом, и однажды вечером, заработавшись, я про них забыла. Захожу в тёмное помещение, а там молчаливая толпа. Как я испугалась! Но потом взяла себя в руки, включила свет и поняла, что это просто манекены. И всё равно было очень жутко.

 

– Можете ли вы представить свою жизнь без театра?

– Точно нет! Я не представляю для себя какой-то другой работы.В других местах мне было бы скучно. А в театре у нас постоянный эмоциональный накал, всё всегда движется вперёд. Да, тут свой особый режим. Нужно не просто готовить спектакли, а погружаться в них, быть поглощённым и увлечённым своей работой. Кто-то не выдерживает и уходит, но основной коллектив работает здесь десятилетиями. Если театр запалв душу, человек остаётся в нёмна всю жизнь!

 

– Есть ли у вас в театре любимое место?

– Пожалуй, есть. Сцена. Это же моё рабочее место. А вообще, сцена для меня – это место силы и вдохновения!

 

Команда МАОУ «СОШ № 82» г. Перми