Дмитрий Вихрецкий

14 апреля, 10:14

В рамках проекта «Герои закулисья» мы, ученики Школы дизайна «Точка», побывали на экскурсии в Театре кукол. Как заворожённые ходили в этом особом мире и удивлялись тому, как здесь всё устроено. Ребятам стало любопытно, кто так ловко управляет не только куклами, но и всем театром. Поэтому, когда нам предоставили возможность пообщаться с художественным руководителем этого театра, мы с нетерпением стали готовиться к встрече. Герой нашего интервью — Дмитрий Сергеевич Вихрецкий.                                                                

Дмитрий Сергеевич, у вас богатая театральная биография: учились в Санкт-Петербурге, работали в Нижневартовске, Абакане, Кемерово. Как вы оказались в Перми и стали худруком театра кукол?           

— Я не впервые руковожу театром кукол: мне доводилось работать главным режиссёром и директором. А в Пермский театр куколна пост художественного руководителя нужен был человек с опытомуправленца, постановщика и педагога. У меня как раз большой педагогический опыт — я выпустил два актёрских курса в Кемерово. Руководство Департамента культуры Перми посчитало, что я подхожу на это место. Здесь я уже восьмой год имного занимаюсь творчеством. Художественный руководитель — это человек, определяющий политику театра, он выбирает направление развития: какие спектакли брать для постановки, какие поднимать темы.                                    

 

— А как долго вы занимаетесь театральной деятельностью?                  

— В прошлом году исполнилось 25 лет, как я получил диплом театрального института. А театральную деятельность я начал в 13 лет, когда впервые стал Дед Морозом.                                      

— Вы с детства мечтали посвятить свою жизнь театру?      

— Да, я с детства мечтал быть артистом, но у каждого мечтателя есть родители, которые чаще всего не хотят, чтобы их дети связывали свою судьбу с театром. Принято считать, что театральная профессия — не самая серьезная. Тем более для мужчины, ведь этим семью не прокормить. Мой папа военный, и для него слово «артист» — это нечто непонятное. Он сказал мне в свое время: «Хочешь стать артистом — сначала получи нормальную профессию». Из всех зол я выбрал наименьшее и поступил в медицинское училище.

В студенческом профкоме была руководитель культмассовым сектором, и под ее началом мы организовывали мероприятия: День первокурсника, дни, посвящённые борьбе с табакокурением и алкоголем. Там я попробовал себя в роли артиста, и понял, что не хочу учиться медицине. Даже порывалсяуйти со второго курса. Но родители настояли: «Вот принесёшь диплом — иди куда хочешь!» Я окончил медицинское училище, три года ходил в белом халате на практике. Мы делали перевязки, уколы — всё, что положено медсёстрам и медбратьям.

Принёс диплом и заявил родителям, что пойду учиться в колледж культуры. Мне вновь запретили, я хлопнул дверью и ушел из дома. Но мы жили в военном гарнизоне, там всего десять домов, ушёл я недалеко — к однокласснику. Это был конец июня 1992 года.

В этом же году я поехал в Санкт-Петербург к бабушке, и случайно попал на киностудию «Ленфильм». Там набирали в массовку молодых мужчин — играть солдат и офицеров в фильме «Конь белый». Так я попал в кино. Я хватался за всё, помогал пиротехникам, и через какое-то время после съёмок мне позвонили с предложением работать в кино. Я трудился монтировщиком на многих картинах, видел известных режиссёров. А так как парень я был весёлый, рассказывал всякие шутки, то во мне быстро разглядели артистический талант и отправили поступать в театральный институт.                                    

Интерес к театру появился ещё в детстве. Помню, бабушка тогда занималась интерьерными куклами и сшила мне комплект перчаточных кукол. В школе я самостоятельно организовал кукольный театр. Тогда была традиция: пионеры-четвероклассники брали шефство над младшими ребятами. С первоклассниками я играл в кукольном театре, сам писал смешные пьесы. Самое главное — я действительно хотел заниматься этим делом. Когда решился поступать в театральный, приём был уже завершен, но проводился дополнительный набор на факультет театра кукол. Я пришёл на кафедру, увидел многочисленных кукол и понял, что это мой второй дом. Потом были сложные вступительные экзамены, но я со всем справился, и меня зачислили.

 

— Как вы выбираете материал для постановки в театре?

— Это должно так понравиться, чтобы хотелось поделиться с другими. Интересного материала гораздо больше, чем мы ставим в театре за сезон. Мы выпускаем четыре спектакля в год, я режиссирую один-два, а на другие приглашаю постановщиков, чтобы репертуар был более разнообразным. У кукольного театра очень широкая возрастная аудитория: от годовалого малыша до взрослого. Но, конечно, в приоритете зрители дошкольного и младшего школьного возраста. Спектакли для взрослых ставим реже, потому что их аудитория пока не так велика, как хотелось бы. Сейчас мы воспитываем зрителей, ведь много лет в театре не было спектаклей для взрослых, и люди отвыкли. Все считают, что здесь только «Колобок». А у нас много чего интересного.                                                             

 

— С какими главными трудностями вы сталкиваетесь во время создания нового спектакля?                                                                               

— Трудности есть во всём, но моя работа как раз заключается в том, чтобы их преодолевать. Спектакль — это каждый раз новая тема. У нашего театра особая специфика: главное выразительное средство — герой-кукла. Мы каждый раз создаём новые образы, продумываем до мельчайших деталей, какой будет той или иной персонаж. Это трудоёмкий процесс, в котором задействовано более двадцати человек. Моя задача — каждому донести идею так, чтобы она была точно реализована.                

 

— В чем, по вашему мнению, секрет успеха хорошего спектакля и театра в целом?                        

— Это самая главная загадка. Быть интересным максимальному количеству людей, но при этом не стараться заигрывать с их вкусом. Успех театра — это аншлаг. А в чём секрет? В том, чтобы быть интересным. Необязательно простым и весёлым. Быть сложным, быть загадкой, которую все хотят разгадать.               

                                                      

— Какие тенденции вы наблюдаете в современном театре? Следуете ли вы им?         

— Главная тенденция сейчас в кукольном театре — режиссёры берут не классические пьесы, а литературные произведения современных авторов. Например, у нас есть спектакль по произведению «Мой папа — птиц» Дэвида Алмонда. Также несколько лет на сцене «Цветы для Элджернона». В репертуаре театра также есть два спектакля по Льву Давыдычеву. В основном театры сейчас стараются ставить что-то свежее, написанное для нас, актуальное для современных зрителей.           

 

— Какая у вас мечта как у художественного руководителя?     

— В Перми большая конкуренция, очень много интересных событий в сфере культуры. Людей много, и город достаточно большой. В некоторых маленьких городах стыдно не ходить в театр, и моя мечта, чтобы каждый житель Перми посетил наш театр хотя бы раз в жизни.  

                                                                                   

Текст: Юлия Корнилова, Александра Филимонова, Милена Падерина, Лев Цилибин

Руководитель, редактор: Анастасия Меньшакова