Аркадий Куликов

14 апреля, 10:11

Интервью в рамках проекта «Герои закулисья» с Аркадием Борисовичем Куликовым, начальником декорационного цеха Пермского академического Тетра-Театра.

 

В чём заключается ваша работа?

Художник спектакля представляет эскизы декорации или макет, выдаёт нам задание, когда выпускаем новый спектакль. По этому техническому заданию надо подобрать материалы, рассчитать их стоимость, составить смету, выбрать технологии, ну, и потом распределить обязанности и установить сроки выполнения работ. В соответствии с этим и рабочий день по-разному складывается. Приходится ездить за закупками, искать подходящие материалы. Многое приходится делать и самому. Обычно самые сложные, ответственные задачи берёшь на себя, а остальное распределяешь между работниками цеха.

 

– А кто эти работники?

Художник-декоратор, бутафоры-декораторы, швея-декоратор, столяры.

 

– Какая у вас специальность?

Художник на должности руководителя декорационного цеха.

 

– Почему вы выбрали именно художественную профессию и как пришли в театр?

Я всегда любил рисовать, фантазировать. В театр я пришёл художником по рекламе. Раньше реклама у нас вся вручную делалась. Это в 1990-е годы. Печатных афиш большого формата не было. Сначала делались небольшие эскизы, утверждались руководителем театра. Затем на огромных щитах три на шесть метров уже масляными красками для улицы всё это расписывалось. Позже перешли на широкоформатную печать.

 

– А где вы  учились?

Из школы я ушёл после восьмого класса и поступил в Пермское художественно-графическое педагогическое училище. Потом какое-то время учился в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры им. Репина.

 

– Как вы решили стать художником?

Само собой сложилось. На уроках, когда нечего делать было, что-то рисовал. По рисованию всегда были хорошие отметки. Хотелось развиваться дальше.

 

– Как вы стали начальником цеха?

Я работал художником по рекламе; попутно, когда не хватало специалистов, помогал в изготовлении декораций, бутафории, художественной росписи. А потом так получилось, что в 2011 году цех остался без руководителя, и директор театра Юрий Алексеевич Милютин пригласил меня к себе в кабинет и попросил принять цех и стать начальником. Я, правда, не сразу согласился.

 

– А что казалось сложным? Почему не хотелось?

Ну, я же не руководитель. Я художник, а он сам перед собой отвечает за свою работу. Если я беру работу, то уже знаю, как её сделать, я её продумываю всю в голове. А когда кому-то её поручаешь – это надо объяснить, показать, научить. Ты уже отвечаешь не только за свою работу, но и за работу всего коллектива. А ещё руководить это большая ответственность. Работников своих надо оберегать, защищать, заботиться о них. Тем более у нас сроки такие бывают жёсткие по выпуску спектакля. Бывает, что и без выходных, и без праздников работаем.

 

– Какое самое неординарное решение было за последние пару лет в вашей работе?

В каждом спектакле приходится принимать неординарные решения. Очень простые с виду задачи подчас превращаются в трудно решаемые, требующие изобретательности и творческого подхода.

 

– А самая сложная декорация?

Да они все сложные. Ну вот, например, с виду такая простая декорация, как на спектакле «Катерина Измайлова». Казалось бы, висят какие-то одеяла стёганые. Но там два километра ткани надо было купить. Между ними – четыре слоя синтепона. Чтобы простегать их, пришлось обращаться за помощью на швейную фабрику в Иваново. Потом всё это пошить и расписать. Огромная работа!

 

– А куда бы вы могли пойти работать, если не в театр?

Просто писать картины. Раньше писал, а сейчас некогда, времени совсем нет.

 

– Какими качествами нужно обладать, чтобы быть декоратором?

Прежде всего, надо быть универсальным, всё надо уметь. Должны быть художественные способности, потому что нужно понимать, что художник подразумевает, чего он хочет.

 

– А для новой сцены легче или сложнее делать декорации?

Смотря какие. Вот скажем, делали «Винил», мюзикл. В принципе декорации минималистичные. Но они именно под эту сцену делались. Колонны светящиеся в разных положениях, выстраивающиеся в некие архитектурные строения, напоминающие сталинские высотки. Всё построено на движении сценических платформ, которые то поднимаются, то опускаются в разных частях сцены, создавая различные сценические картины.

 

– Вы сказали, что самостоятельно отбираете людей, а есть какие-то определённые критерии?

Профессионализм, в первую очередь.

 

– Какой спектакль вы бы назвали самым любимым?

«Алые паруса» мне в своё время очень понравились. «Карлик Нос» сразу же понравился, над декорациями к нему было очень интересно работать. «Катерина Измайлова» тоже хороший, но он тяжеловат, по эмоциям очень напряжённый. В нашем театре много хороших спектаклей.

 

– А из предстоящих премьер есть какие-то особые?

Сейчас готовим к выпуску «Мизантроп» на большой сцене – там довольно сложная по исполнению декорация, в художественном плане она очень объёмная, состоящая из пяти сменяющихся картин. Много вопросов предстоит решить, чтобы воплотить задумку художника-сценографа.

 

– Какой вашей работой вы больше всего гордитесь?

Да они все лучшие. Для нас лучшая работа – та, которой остался художник спектакля доволен. А так больше нравятся те, где можно проявить творчество.

 

Команда МАОУ «СОШ «Петролеум +» г. Перми