Алла Астафьева

14 апреля, 10:14

В Пермском дворце детского творчества уже 17 лет работает эстрадно-театральная студия с необычным названием «Прозус-Д». Её бессменный художественный руководитель Алла Львовна Астафьева – настоящий фанат своего дела. Она поделилась с нами воспоминаниями о своём знакомстве с миром театра, рассказала о работе студии, подготовке спектаклей и профессиональных мечтах.

 

– Алла Львовна, вы помните своё первое посещение театра?

– Моё первое знакомство с театром никак не связано со спектаклем. Когда мне было около пяти лет, моя старшая сестра работала в костюмерном цехе в Драмтеатре. В то время он находился в здании, где сейчас размещается ТЮЗ. Как-то раз сестре пришлось взять меня с собой на работу. Я сидела одна в костюмерной комнате, и в какой-то момент мне показалось, что парики и костюмы зашевелились. Я закричала, выскочила в коридор и побежала в сторону сцены. Там шла репетиция. Меня все стали успокаивать и говорить: «Это твоё театральное крещение, значит быть тебе актрисой!». Конечно, эта первая встреча с театром была не очень приятной, но что-то внутри зацепила.

 

– И вы действительно связали свою жизнь с театром. Как вы выбрали это направление?

– Я начала заниматься в театральной студии ещё в школьные годы, с десяти лет. Чуть позже мы придумали название: «КОД», теперь это известный театральный коллектив, руководит которым Марина Андреевна Оленева. Из студии вышло очень много интересных ребят. Есть среди них и актёры, и режиссёры. После школы я поступила в педагогическое училище, чему очень рада, потому что в дальнейшем стала педагогом-режиссёром. Когда я окончила училище, стала работать в театре-студии «КОД» с маленькими детьми. После училища я поступила в институт культуры на заочное отделение. В то время набирал группу прекрасный человек, мой мастер – Анатолий Афанасьевич Савин, режиссёр Лысьвенского Драмтеатра. Сегодня этот театр носит его имя.

 

– Как вы попали в нынешний «Прозус-Д»?

– Параллельно с театром-студией «КОД» существовал театр «Прозус», без буквы «Д». Он размещался в ДК имени В. И. Ленина. Наши театры между собой очень дружили и когда-то даже ставили совместный спектакль. В «Прозус» нужен был педагог, и так сложились обстоятельства, что я стала там преподавать. А потом великолепный «Прозус», просуществовав более 25 лет, закрылся. Свои детские группы я перевела в ДД(Ю)Т. У нас немного сменилось направление театра – появилась эстрадно-театральная студия, где мы стали заниматься не только спектаклями, но и концертной деятельностью, анимацией. По желанию ребят мы добавили к названию букву «Д», которая означает «детство». В этом году студии «Прозус-Д» исполнится уже 17 лет!

 

– Помните ли вы первый спектакль, который поставили в «Прозус-Д»?

– Конечно, помню. Первый показ прошёл 30 апреля в 2008 году, поэтому мы стали этот день считать своим днём рождения. В тот год мы поставили с выпускниками «Апрельское колдовство» Рэя Брэдбери. С младшей группой подготовили спектакль «Детский остров» по стихам детских поэтов, а со средней группой – «Это все мы». Чуть позже была сделана серьезная работа по мотивам произведения Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Для спектакля ребята сами сочинили стихи и песни.

 

Вы долгое время работаете с детьми. Есть ли какие-то различия между нынешним и предыдущим поколениями учеников?

– Раньше мне не нужно было делать так много коммуникативных тренингов. Не было необходимости объяснять ребятам, что они находятся в коллективе, являются его частью и работают вместе. Театр – это коллективное искусство. Что касается актерской игры, сейчас молодому поколению хочется быстрого результата. А природа спектакля совсем другая: она органична, и чтобы эта органика возникла, надо усердно заниматься. Это требует длительного времени.

 

Как долго идёт подготовка к спектаклю?

– Вообще, спектакли я ставлю долго. Но я в них вкладываюсь, они мои детища. Какими бы они ни получились, я их люблю. Но не могу сказать, что их у нас очень много. В год мы выпускаем один репертуарный спектакль. Поэтому я уделяю подготовке спектакля длительное время, чтобы каждый участник что-то понял, почувствовал и начал работать. Научился не просто говорить слова со сцены, а органично на ней существовать. Это моё требование.

 

– А как бороться со страхом сцены?

– Через наши тренинги, упражнения. Ребятам иногда очень страшно даже на занятиях выйти на сценическую площадку. Но когда ребёнок это делает один раз, другой, третий, когда видит, что его поддерживают, у него страх пропадает. Очень часто слышу от родителей, что их ребёнок у школьной доски раньше не мог отвечать, боялся публичных выступлений, а теперь стал смелей. А вообще, страхи бывают разные. И самое страшное, когда ребёнок не может начать работать с партнёром. Когда он один, сам по себе. Я считаю, что партнёрское общение – это одна из главных сторон успеха в театральном коллективе. А волнение должно быть! Если мы не будем волноваться, то у нас ничего и не получится.

 

– С чего начинается работа над спектаклем?

– В первую очередь с выбора произведения. Дальше у нас идёт читка, и когда мы уже утвердили произведение, начинаем делать этюды-зачины по этой пьесе. Потом распределение ролей, и дальше уже начинается моя режиссёрская и педагогическая работа с актёрами.

 

– А как между ребятами распределяются роли? У кого лучше получится?

– Нет, не совсем так. Здесь главное – понимание. Вначале у каждого ребёнка есть возможность попробовать себя в той или иной роли, как-то реализоваться. Потом наступает момент, когда вся эта проба заканчивается, и мы начинаем глубокое погружение. Но даже на этом этапе работы мы позволяем себе эксперименты разного плана: жанр, направление, где-то мы вместе придумываем новые сцены. Это сложный и длительный процесс. Ребята должны почувствовать, что это их, что это рождено не только мной, но и ими.

 

– Бывают ли в студии какие-то конфликтные ситуации? Как вы их улаживаете?

– Как бы это объяснить… Вообще, это нормальная история, как в семье. Я отношусь с пониманием, когда ребята спорят или, например, говорят: «Мне кажется, вы не правы». Мы идём путём проб и ошибок, и это правильно. Но если вижу, что разрастается нездоровый конфликт, тогда я работаю с ребятами. Не стыжу их, а помогаю найти решение при помощи упражнений, тренингов, общения.

 

–  Как вы относитесь к импровизации во время спектакля?

– Я очень люблю импровизацию. У нас есть целый учебный блок, посвящённый ей. Импровизация всегда присутствует в обучении и будет в каждом спектакле, если театр живой, партнёрский. Иногда, когда спектакль начинает притормаживать в каких-то моментах, или он часто играется, я вполне могу подкинуть актёрам новые обстоятельства, выводящие на импровизацию. Но опять же, ребята знают, как с этим работать, потому что они знакомы с законами импровизации.

 

– Что для вас самое важное в вашем деле?

– Самое важное для меня – это взаимопонимание и любовь. Театральный коллектив – это маленькая семья, и очень важно не потерять никого из этой семьи. Я очень люблю всех своих учеников и горжусь каждым ребёнком, который закончил «Прозус-Д».

 

– Какие советы вам давали, и вы их запомнили на всю жизнь?

– У меня были отличные учителя и мастера! Вся их жизнь, все поступки – это и есть для меня лучшие советы. Часто вспоминаю своего руководителя театра-студии «КОД» Марину Андреевну Оленеву. Я видела, как она работает, и очень многое взяла у неё. Ещё я многому научилась у Натальи Павловны Русских, руководителя театра «Прозус». Не могу не вспомнить и моего мастера Анатолия Афанасьевича Савина. Мне очень повезло, что я попала в его группу в институте! Однажды на экзамене один из преподавателей сказал: «Ну, какой из женщины режиссёр!». Я из-за этого расстроилась, занервничала. Тогда Анатолий Афанасьевич положил руку мне на плечо и произнёс: «Двигайся вперёд, всегда нужно двигаться вперёд!». И я следую этому совету всю жизнь: что-то делаю, развиваюсь, не останавливаюсь на достигнутом. Иначе все успехи могут быстро обесцениться.  

 

– А есть ли у вас мечты по развитию студии?

– Я очень хочу, чтобы ко мне пришли работать мои выпускники, единомышленники. Нужен грамотный, профессиональный человек, который бы любил свое дело. Вместе мы сможем поставить много новых спектаклей. Это то, о чём стоит мечтать!

 

Команда МАОУ «СОШ № 22» г.Перми