Алексей Хорьков

14 апреля, 10:13

Интервью в рамках проекта «Герои закулисья» с Алексеем Марковичем Хорьковым, художником по свету Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

 

– Расскажите о своей профессии.

На сцене моя зона ответственности – это свет. Мы его придумываем, восстанавливаем на спектакле, воссоздаём после премьеры. Как я пришёл в эту профессию? Случайно. Сперва я занимался звукорежиссурой, но звук и свет в целом соприкасаются на сцене. Однажды мне подвернулась возможность стать художником по свету, и я попробовал. Получилось. Я работал в ПДНТ «Губерния», потом – осветителем в Театре-Театре. Сейчас уже второй год работаю в Пермском театре оперы и балета.

 

– С каким оборудованием вам приходится работать?

– Его можно поделить на две условные категории: ламповое и диодное оборудование. Также у него есть огромное количество вариаций: статичные приборы, которые нужно направлять и устанавливать руками, движущиеся – так называемые головы.

 

– Где вы учились?

– Изначально моя специальность не касалась света и звука: я учился в академии на инженера по охране труда. Потом стало интересно попробовать себя в творческой сфере, поработать. У меня начало получаться, а дальше – больше. На сегодня в театре я вижу большие перспективы для роста.

 

– Увлекались музыкой в детстве?

– Я играл на барабанах в разных группах, продолжаю заниматься музыкой и по сей день.

 

– Расскажите, как быстро меняется оборудование.

– Это процесс, идущий в ногу со временем. Сегодня технологии стремительно развиваются и в нашем театре, и в России в целом.

 

– В театрах до сих пор используют лампы накаливания с фильтрами?

– Не совсем. Функция света в театре – дать объём. Декорации сами по себе плоские: тряпичные, а могут быть и жёсткие – например, стены. Свет от лампы накаливания создаёт тот необходимый объём всем декорациям. Есть такое выражение: «Свет создаёт воздух на сцене». Так вот именно от лампового света эффект лучше всего. Но вернёмся к вопросу об актуальности этих технологий. Сейчас создаются диоды, и, хотя они уже заменяют ламповый свет, разница всё ещё есть. Поэтому мы продолжаем использовать и то, и другое.

 

– Что самое сложноев вашей работе?

– Работать в театре довольно сложно в плане времени. Для меня это самый трудный момент, ведь моя жизнь отличается от людей с обычным графиком «5 на 2». Они работают по большей части утром и днём, а я – всегда по вечерам. И выходной у меня – понедельник, ведь все календарные выходные и праздники – рабочие. Сложно найти время на себя.

 

– Вы гастролируете вместе с труппой? Или в каждом театре есть свои технические специалисты?

– Есть, но чужие технические специалисты не воссоздадут тот свет, который мы придумали. Мы создали свет на спектакль, и получается, что только мы знаем, как его сделать снова. Вся информация, паспорт спектакля есть у нас.

 

– С кем в театре приходится взаимодействовать наиболее плотно?

Однозначно монтировочный цех: машинисты сцены, которые выставляют декорации. Очень важно, чтобы наша работа была скооперирована.

 

– Хватает ли рук?

Не всегда. Есть разделения: осветители, водящие за световыми пушками, оператор пульта, который ведёт спектакль. В большом театре, цехе, человек 50 в сумме работают.

 

– С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

Самое трудоёмкое – это монтаж. В некоторых моментах нужна физическая подготовка, поэтому необходимо держать себя в тонусе. Также важно уметь принимать решение и браться за сложные задачи.

 

– Какими своими достижениями вы гордитесь больше всего?

Я работал над спектаклем «Человеческий голос» (моноопера) и сейчас буду работать над «Тоской» – всё это для меня уже достижение.

 

– Вам помогают в работе коллеги?

У нас так построена работа, что, когда выпускается новый спектакль, кто-то берёт его на себя, а потом, когда этот спектакль будет в прокате, этот человек будет руководить монтажом, техническими вещами. Поэтому сейчас я буду один.

 

– Как проходит подготовка к новому спектаклю?

Сначала нам отправляют задание: какие приборы нужны, где они должны висеть, стоять. Мы соотносим эти данные с тем, что есть, и приступаем к исполнению. Потом приезжают художники, постановщики, и уже в процессе репетиции, в процессе спектакля что-то ещё прописываем, направляем приборы и многое другое.

 

– За последнее время в театре очень много экспериментальных постановок. Расскажите о вашем участии в них.

Вообще, визуализация в нашу эпоху – важнейший момент, поэтому мы в этом принимаем непосредственное участие. Сегодня в театре очень много видео: не только в нашем, а вообще во всех. К свету это тоже имеет прямое отношение. Я бы, наверное, сказал, что мы вынуждены каждый раз решать новую задачу: должны ли мы тот или иной свет уместить в ту или иную эпоху. Да и видеоэксперименты – это всегда интересно и сложно.

 

– Что вы больше всего любите в своей работе?

Больше всего мне нравится, пожалуй, смотреть спектакли: когда работа уже проделана и ты наблюдаешь в роли зрителя. Люблю видеть итоговый результат.

 

– Самый ценный совет в рамках профессиональной деятельности, который вы получали?

Самый ценный совет – пробовать, тратить время, искать. К этому непросто прийти, потому что возникают разные обстоятельства или лень. Но в театре важно пробовать, искать и не бояться.

 

– Осталось ли то, что вас удивляет в профессии?

Удивляет? Вообще, если говорить о свете, то меня удивляет, как он может создавать пространство. Это то, о чём я говорил: воздух на сцене. По идее на сцене может не быть ничего, она может быть пустой, но, используя свет, можно создать объём, пространство и те же самые декорации! Это действительно какая-то магия!

 

– Какие советы вы можете дать творцам, только начинающим свой путь?

Я, наверное, посоветовал бы научиться терпению. Это самое важное, мне кажется, потому что в творчестве не всё приходит сразу – чаще всего это трудоёмкий процесс, который не виден другим людям со стороны.

 

Команда МАОУ «СОШ № 132» г. Перми