Фольклор – не седая старина и не то, что бывает с другими

28 марта 2018 , 12:40

Мы – участники проекта «Прикамская сторона» из гимназии №5 – долго думали над темой научно-исследовательской работы по фольклористике. В итоге решили изучать колыбельные. Надеялись, что их наверняка хоть кто-то поёт.

Мы составили анкету и попросили учеников 1, 5-6 и 9-11 классов ответить на вопросы, а также задать их родителям и бабушкам-дедушкам. Круг опрашиваемых становился всё шире. В ход пошли знакомые и знакомые знакомых... В наш список попал даже один артист ТЮЗа! Было так: придёшь в 10 класс с опросом, а кто-то говорит: «Я уже брату на них ответил». Значит, пятиклассник поработал. Всего мы опросили 250 человек в возрасте от 7 до 70 лет. И до сих пор люди уже из других городов продолжают присылать нам ответы…

Итак, стартовый капитал материал собран. Оставались сущие пустяки – обработать его и превратить в симпатичные диаграммы. На деле всё оказалось не так просто. Целый день ушёл только на анализ ответов пяти- и шестиклассников. Часа четыре – на ответы старших…

В результате мы увидели динамику процесса приспособления фольклорного и по преимуществу крестьянского жанра колыбельной к жёстким условиям города в ХХ и XXI веке. Для меня стало открытием, что колыбельная – живой жанр, у которого есть будущее. Каждое поколение привносит в традицию что-то своё. Статистика показала масштаб этих процессов. Оказывается, фольклор – это не седая старина и не то, что бывает с другими, а всё, из чего состоит наша жизнь, здесь и сейчас. Сейчас детям поют не «три поста» (1,5-2 года, как раньше), а до 5, 7, а нередко и до 12 лет. Современная колыбельная перестала быть исключительно «маминой песней»: поют отцы, и бабушки, и старшие дети, и няни, и даже соседи. А вот дедушек мало. Они чаще рассказывают сказки. И тексты колыбельных поэтому стали гораздо разнообразнее. Из традиционных сохранились «Придет серенький волчок» и «Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки». Зато в репертуаре «усыпителей» появились авторские колыбельные («Спят усталые игрушки») и просто песни: революционные, строевые, эстрадные, бардовские и даже (в одном случае) блатные. Поразило почти полное совпадение колыбельных и революционных песен: «Песня о Щорсе» совпала с каноном почти в 30 пунктах! Это показывает, как в колыбельной отражаются перемены в сознании людей.

Работа того стоила! Приятно видеть, как разрозненные факты выстраиваются в целостную картину. Ещё приятнее сознавать, что всё это сделали мы.

Полина Поносова, юнкор гимназии №5