"ЕСЛИ ТЕБЕ НРАВИТСЯ ТВОЯ ПРОФЕССИЯ, ТЫ - СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!"
На сегодняшний день всё чаще можно услышать о необходимости патриотического воспитания молодёжи, однако данная задача у многих учителей вызывает соответствующие вопросы – что это такое и как правильно внедрять подобное воспитание в учебные заведения. Подробнее о тонкостях патриотического воспитания рассказал герой номера, посвящённого Дню защитника Отечества, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №136 им. Я.А. Вагина» г. Перми, заместитель директора по военно-патриотическому воспитанию, Почётный работник общего образования РФ Валерий Александрович Филатов.
Валерий Александрович на данный момент является действующим начальником штаба регионального отделения Юнармии. В своей карьере он был новатором и первооткрывателем направлений в образовании, связанных именно с военно-патриотической работой. В 136-ю школу он пришёл с большим опытом и эксклюзивным багажом знаний. С тех пор Валерий Александрович уже 7 лет рассказывает детям о важных вещах, которые должен знать каждый добропорядочный гражданин. Педагог убеждён, что учитель должен быть для ребёнка наставником, который не просто будет делиться знаниями, а поможет формированию личности, способной делать осознанный выбор и брать за это ответственность.
Валерий Александрович, расскажите о себе – о своём детстве и отрочестве.
– Я родился в семье военнослужащего, именно поэтому к концу 10 класса сменил 8 школ. В то время мыжили в воинской части г. Дрездена в Германии. Это красивый древний саксонский город.
Я учился в знаменитой школе им. Героя Советского Союза Вальдемара Шаландина (школа для детей советских военнослужащих), где тоже были пионеры и комсомольцы. Быт детей военнослужащих весьма специфичен. В какой-то период своей жизни я с удивлением для себя узнал, что воспитание мальчиков в семье военнослужащих идентично дворянскому воспитанию до революции. Погружение в тему патриотического воспитания началось для меня именно в подростковый период. Я рос с приоритетами творчества, мне нравились гуманитарные дисциплины: история и литература. Я много читал, а родители дарили мне на дни рождения и Дни Советской Армии и Военно-морского флота только книги.
Педагоги – особенные люди, а мужчины-педагоги – ещё и редкость. Как вы пришли в образование?
– После 10 класса я подал документы в военное училище города Львов, где на тот момент было единственное во всём Советском Союзе военно-политическое училище, которое готовило военных журналистов и офицеров-культпросветработников.
Мне было 22 года, когда я по распределению приехал в Пермь. Это именно тот город, куда меня отправила Родина. 7 лет я прослужил офицером в Пермском гарнизоне, а в «непростые» 90-е принял решение уйти в запас.
Дальше была работа в Суворовской школе №103 на должности заместителя директора по воспитательной работе. Я решил остаться там, когда посмотрел в глаза ребят. Они горели. С 1995 по 2000 год я проработал в Суворовской школе, которая на момент моего ухода стала Пермским кадетским корпусом им. А.В. Суворова. Это были замечательные годы патриотического творчества с командой администрации и педагогов.
Куда вы ушли из школы?
– Мне предложили новую для того времени должность методиста по военно-патриотическому воспитанию в комитете по образованию и науке администрации Мотовилихинского района. В те годы я курировал все патриотические мероприятия – сначала в районе, а потом и в городе. И здесь мне повезло попасть в замечательный коллектив управленцев образования, которые корректно и индивидуально помогали мне войти в новую для меня методическую деятельность. В этой же команде я стал муниципальным специалистом по воспитанию и дополнительному образованию. Потом я всё-таки оставил муниципальную службу и в 2016 году пришёл в 136-ю школу. Наши взгляды на воспитание детей и общее понимание приоритетности воспитательной деятельности, особенно подготовки к службе в армии, совпали с директором школы Александром Удниковым – офицером спецназа и кавалером государственных наград, создавшим уникальные модели патриотического Центра и юнармейских классов.
Сейчас много говорят о патриотизме. Как вы для себя объясняете данное понятие? Что такое патриотическое воспитание?
– Я рос на военно-патриотической и исторической литературе. Мои детство и юность пришлись на советские годы, тогда было много патриотических фильмов, которые действительно влияли на картину мира и ориентировали по жизни. Чего только стоит фильм «Офицеры». Фраза «Есть такая профессия – Родину защищать» тогда предопределила судьбу тысяч советских мальчишек.
Дело в том, что значительная часть воспитания, в том числе патриотического, – это просвещение. Оно заключает в себе изучение гуманитарных наук (истории и литературы), которые должны быть интегрированы с правоведческими дисциплинами. Этот процесс должен начинаться с 1 класса и идти вместе с гражданско-правовым воспитанием, чтобы ребёнок понимал, что такое государство и законы и почему эти законы нужно соблюдать. И всё-таки основа воспитания – это семья. Здесь, в школе, мы говорим детям о Пушкине, Толстом и Суворове, но самый лучший пример для ребёнка – это папа и мама. Если родители – эрудированные люди и могут объяснить ребёнку многие важные вещи, можно не беспокоиться за его будущее.
Юнармия – наследница пионерии и комсомола, новая страница в патриотическом воспитании детей и молодёжи нашей страны. В 2017 году меня выбрали начальником штаба местного отделения ВВПОД «Юнармия». Убеждённая патриотическая позиция А.Н. Удникова, ресурсные возможности возглавляемой им школы №136 и творческие люди в административной команде школы – всё это способствовало развитию юнармейских традиций и дальнейшему присвоению школе имени легенды советского сыска – полковника милиции Я.А. Вагина. Учитывая количество интегрированных моделей патриотического воспитания, школа является Центром Юнармии г. Перми.
А кем стали ваши дети?
– У меня две дочери. Старшая дочь – педагог-организатор, она замужем за офицером. Я думаю, что у неё счастливая семья. Младшая – студентка, учится в ПГГПУ, она будущий педагог-логопед. Профессию дочери выбирали сами. Мы с женой никогда от них ничего не требовали и не настаивали, могли только советовать. Я вообще считаю, что профессия должна нравиться. Если это так, значит, ты – счастливый человек!
Вы – учитель истории. Как вы считаете, сложно ли быть объективным в подаче исторических фактов?
– Я считаю, что не нужно отступать от концепции исторической правды, и выступаю за то, чтобы озвучить ребёнку положительные и отрицательные факты о той или иной исторической личности. Опираясь на эти факты, пусть каждый сам сформирует своё мнение. Я за то, чтобы написать всю правду о Петре I, Иване Грозном, Борисе Ельцине и других деятелях из истории нашей страны. Для военно-патриотического воспитания важно показывать на исторических примерах, что такое патриотическая позиция. Я стараюсь давать все известные факты «за» и «против». Таким образом ребёнок уже может понимать, почему, например, Пётр I или Иван Грозный выбрал ту или иную политику.
В чём выражается ваше понимание, что вы – на своем месте?
– Возможно, это понимание к каждому учителю приходит тогда, когда выпускник говорит: «Спасибо». И необязательно с пояснениями – зачем и за что. Просто он повзрослел и понял, к чему ты его хотел подготовить.
И ещё, конечно же, учитель – прежде всего человек, который должен быть благополучным в личной жизни и работать в коллективе единомышленников. При наличии этих слагаемых, вместе с благодарными учениками и выпускниками, он точно близок к гармонии и к соответствию занимаемой должности…
На общем фото слева направо: учитель истории и обществознания Валерий Филатов, учитель физкультуры и ОБЖ Сергей Пьянков, директор школы Александр Удников, учитель технологии и советник по воспитанию Михаил Еремеев и учитель истории и обществознания Антон Усманов
Евгения Караксина