ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – С ОРИЕНТИРОМ НА БУДУЩЕЕ
17 февраля в школе «ЭнергоПолис» прошла региональная научно-практическая конференция «Современное воспитание: инновационные практики». Не перестаю восторгаться сверхактивным профессиональным долголетием, не побоюсь этого слова, величайшего педагогического кормчего нашего региона, Заслуженного учителя РФ Людмилы Анатольевны Густокашиной. И вновь в её исполнении блестящая постановка педагогического спектакля на полях конференции. Нам показалось интересным продолжить полемику о путях реализации программ воспитания в школах Пермского края, организовав дискуссионную площадку на заданную тему в родной «семёрке».
Мы взяли интервью у учителей, выпускников и учащихся, которые делают погоду в воспитательном климате школы. Каждому были заданы 3 одинаковых вопроса:
1. Какое событие «Февромарта», по вашему мнению, приносит наибольший воспитательный эффект?
2. В чём проявляется воспитательный эффект этого события, какие личностные качества формируются у участников?
3. Чем бы вы дополнили воспитательную работу, проводимую школой?
Андрей Сергеевич Иванов, советник директора по воспитанию:
– Для меня, безусловно, наибольший воспитательный эффект принёс чемпионат школы по силовым видам спорта, посвящённый Дню защитника Отечества. Это флагманское мероприятие нашего ШСК «Seven» (наряду с ежегодными спортивно-образовательными турне по странам СНГ и международным школам России, а также со спартакиадой международных школ по 8 видам спорта). В этом году в чемпионате приняли участие более 50 учащихся 8-11 классов и выпускники школы. Организаторы – учителя-мужчины и спортсовет. Партнёры – спортивно-оздоровительный центр «GreenLine», предоставляющий спортивное оборудование для армрестлинга и судью, выросшего из школьных соревнований до мастера спорта по армрестлингу, выпускника школы 2020 года Никиту Ермакова. В чём проявляется воспитательный эффект? Во-первых, это личный пример отношения к спорту от учителей ируководства. Во-вторых, чтобы добиться определённого результата в этих соревнованиях, необходимы систематические и целенаправленные тренировки, а этот процесс невозможен без силы воли и стремления к физическому совершенствованию. Иными словами, процесс подготовки и участие в соревнованиях – это процесс становления настоящего мужчины, защитника Отечества и вообще гармонично развитой личности, ведь все победители в отдельных силовых видах спорта – это учащиеся, успешные в учёбе. Я бы, в свою очередь, добавил массовости в школьные соревнования по моему любимому виду спорта (у меня 3 спортивный разряд) – по настольному теннису.
Татьяна Валерьевна Закирова, координатор международной программы начальной школы:
– Одним из таких событий является выставка исследовательских работ учащихся 4 классов. Всё школьное сообщество вовлечено в подготовку к участию детей в выставке. На протяжении года ребята изучают свою исследовательскую тему, анализируют подобранные материалы, проводят опросы для выявления актуальности поставленной проблемы и продумывают вместе со своими кураторами практическую часть исследовательской работы. В роли кураторов выступают не только учителя начальной школы, но и учителя-предметники среднего и старшего звеньев, а также старшеклассники и родители. Сама выставка – это праздник, на который приходит вся школа, родители, выпускники и гости школы. Воспитательный эффект от участия в выставке проявляется в умении общаться с аудиторией, а также в демонстрации приобретённых за время подготовки навыков: интеллектуальных (критическое мышление и креативность), волевых (управление временем и эмоциями) и лидерских (управление коллективом и работа в команде). Программа воспитательной деятельности школы интегрирована в учебный процесс и в содержание обучения. Она эффективно работает в таких формах, как конкурсы или выставки исследовательских работ, а также на круглых столах с родителями, трёхсторонних конференциях (учитель-ученик-родитель) и совместных мероприятиях всего школьного сообщества. Кроме того, можно было бы добавить такие формы, как лекторий, ораторское искусство, IT-клуб и клуб исследователей.
Кирилл Четин, председатель Совета старшеклассников:
– На «Февромарт» у Совета было несколько запланированных мероприятий, в том числе традиционный конкурс «Мистер и мисс школы», разработка и проведение которого целиком и полностью лежит на учащихся. В качестве воспитательного эффекта мы все получаем опыт организации мероприятий – решаем поставленные перед нами задачи, проявляя и совершенствуя коммуникативные навыки и навыки планирования, а также воспитываем в себе ответственность за порученное дело. В нашей школе систематически проходят мероприятия, в которых принимают участие и дети, и учителя. Это ежемесячные встречи литературного клуба, музыкальные пятницы, квартирники и благотворительные ярмарки, организуемые Советом старшеклассников совместно с учителями. На мой взгляд, практика проведения подобных мероприятий, объединяющих наше сообщество, должна применятся и в других школах.
Татьяна Викторовна Метелева, заместитель директора по воспитательной работе:
– В равной степени воспитательный эффект приносят все общешкольные события, а точнее – подготовка к ним. Я бы отметила Фестиваль англо-американской песни и спортивные праздники для обучающихся 6-7 классов, организованные общественной организацией «Боевое Братство», а также готовящиеся мероприятия – танцевально-спортивное шоу «Весенний калейдоскоп» и конкурс английской поэзии. Каждое из перечисленных событий несёт в себе воспитательный потенциал и нацелено на формирование определённых нравственных ценностей и личностных качеств. В частности, Фестиваль англо-американской песни формирует у участников не только музыкальные и эстетические качества, но также дисциплинированность, чувство ответственности и умение работать в команде. Огромную воспитательную роль играет волонтёрское движение в школе, объединяющее всех неравнодушных подростков. Чувство сострадания и неравнодушия к чужой беде, а также желание помочь и быть полезным обществу – вот наиважнейшие характеристики современного молодого человека. Мне кажется, в нашей школе требует дополнений часть воспитательной работы, связанная с родителями: круглые столы, конференции и тематические родительские собрания.
Подводя итог работы нашей дискуссионной площадки, стоит отметить, что в каждой школе создаётся своё особое воспитательное поле, насыщение которого определяется традициями, уровнем подготовки кадров, укладом жизни школы, материально-технической базой и многими другими сопутствующими условиями. Но самое главное, пожалуй, – это созданная в школе атмосфера, насыщенная духом семьи и объединяющая всех участников образовательного процесса. Эта атмосфера единения необходима для того, чтобы всё многообразие мероприятий, проводимых в школе, превратилось в действенную воспитательную систему.
А мы продолжим серьёзный разговор на тему воспитания в школе уже на мартовском педсовете, где будут подведены предварительные итоги реализации Программы воспитания школы №7 в этом учебном году.