КАК БЫТЬ ПАТРИОТОМ? СЕМИНАР ДЛЯ ПЕРМСКИХ ПЕДАГОГОВ
21 июня в большом зале Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета прошла интерактивная лекция на тему «О патриотизме в современной России в контексте СВО». Среди участников беседы: руководители образовательных учреждений, педагоги и советники по воспитанию, лица, ответственные за проведение «Разговоров о важном». Со слушателями пообщался заместитель полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, основатель движения «Народный фронт» в Пермском крае – Георгий Владимирович Куранов.
Основные представленные для обсуждения вопросы – динамика патриотических настроений в российском обществе, а также результаты внедрения новых технологий патриотического воспитания. Общение началось с вопроса: «Можно ли управлять патриотизмом?» Именно он встал во главе представленного исследования.
По результатам опросов учащейся молодёжи Перми, за четыре года (2014–1018 гг.) сильно снизилось количество школьников, уважающих свою страну (на 34 %), а также тех, кто видит у России как государства большое будущее (на 23 %). Также в результате исследований была выявлена следующая закономерность: чем старше становится ребёнок, тем больше опускается указанный показатель. «Одна из причин такого падения – отсутствие осмысленного набора ценностей», – считает Георгий Куранов.
Для ответа на вопрос «Как быть патриотом?», было проведено исследование, направленное на выявление самых патриотичных фильмов, музыки, художественных произведений и арт-объектов. Так, самыми патриотичными считаются фильмы в жанре драма или трагедия, а в песенном жаре – лиричные композиции. В ходе обсуждения были сделаны следующие выводы:
- Патриотизм и духовность в широком смысле тесно связаны;
- Патриотизм – это не чувство, а потребность гордиться Родиной;
- Патриотизм (как потребность) сподвигает человека на деяния, а духовность – задаёт их рамки;
- Если сообщество не удовлетворяет потребности ребёнка гордиться, то он будет гордиться врождёнными данными (пол, национальность и т. д.).
«Ребёнка можно воспитывать до 5–6 лет, – говорит спикер. – Именно в это время формируются базовые жизненные ценности и характер». Отсюда – важнейшая роль школы, так как базовые ценности формируются из базовых, получаемых нами в именно школе, знаний.
Как же воспитать патриотизм в детях? Георгий Куранов отвечает на этот важный вопрос следующим словами:
- Не стоит создавать новые мероприятия, нужно придавать смыслы уже существующим;
- Необходимо качественное информирование населения, и подрастающего поколения в частности, об открытиях, достижениях и победах страны и её граждан на протяжении всей истории;
- Необходимо создание современных поводов для гордости;
- Обеспечение принципов морально-нравственного воспитания (образцы);
- Необходимо создавать мотивацию к действиям.
«Нельзя приказывать человеку "ты должен, ты обязан!" С человеком нужно коммуницировать: разговаривать, убеждать, донося до него свою позицию», – заключает Георгий Куранов.