НИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: РАЗГОВОР С ДИРЕКТОРОМ О БУДУЩЕМ И О РАЗВИТИИ
В августе «Перемена-Пермь» побывала в гостях в Пермском НИИ сельского хозяйства. Было целых два визита. Во время первой встречи мы беседовали с директором НИИ, потомственным аграрием Иваном Петровичем Огородовым (говорящая фамилия, не правда ли?) в его кабинете, а во время второй – лично посмотрели угодья научной организации.
Иван Петрович каждые два-три дня объезжает поля и земли НИИ, чтобы проверить, как идут полевые работы, всё ли в порядке с техникой и посевами, застройкой и коммуникациями. Это интервью было записано, как говорится, «в полях».
– У нас всего четыре основные локации. Вот главный корпус (вы в нём были), а ещё есть лабораторный корпус, – Иван Петрович указывает на трёхэтажное здание. – На третьем этаже – музыкальная школа, на первом – лаборатория картофеля, на втором – аналитическая лаборатория, которая оснащена современным аналитическим оборудованием. Там, кстати, можно обустроить класс химии, где ребята смогут экспериментировать, анализировать почву, удобрения и корма, а также любую животную и растительную биомассу на предмет её пригодности и получать технический анализ.
Осмотрев главный и лабораторный корпусы, мы направились к основному землепользованию. Оно начинается с опытного поля, которое было заложено в конце 60-х годов, когда институт переехал с Архиерейки. А до этого НИИ находился возле парка Горького, в центре Перми. Осмотр опытного поля начинается с горы за Лобаново, откуда открывается прекрасный вид. Иван Петрович постоянно достаёт карту и показывает на ней место, где мы находимся в данный момент.
– Это наш общий земельный массив. Здесь проводятся сортоопыты и оценка антропогенного влияния на почву и сельхозпродукцию. По определённому циклу мы сеем разные культуры: ячмень, вику, пшеницу, рожь, кукурузу… Вместе с Государственной сортоиспытательной комиссией мы испытываем все культуры и сорта, которые потом попадают в производство.
А какой у Пермского края потенциал развития сельхозугодий? Хороший?
– Вообще, да. Раньше обрабатывалось порядка двух миллионов гектаров, сейчас – порядка восьмисот. Какие-то участки не введёшь в эксплуатацию из-за низкой плодородности, зарастания лесом, отсутствия доступа и мелкоконтурности. В обработке части таких участков нет экономического смысла. Однако есть значительные массивы, которые не обрабатываются, нопри этом обязаны приносить сельскохозяйственную продукцию,особенно если эти массивы с хорошей транспортной доступностью.
А как вы пришли в сельское хозяйство?
– Фамилия у меня такая, – Иван Петрович смеётся. – Это сугубо семейная история: отец – директор сельхозпредприятия, мама – агроном. Я закончил экономический факультет сельхозакадемии. Первая запись в трудовой – младший научный сотрудник НИИ. Параллельно преподавал в сельхозакадемии на экономическом факультете. В 2007 защитил кандидатскую. Потом работал в проектно-внедренческом центре «Агротехнологии» при Министерстве сельского хозяйства. Руководил ООО «Пермь-рапс», а с 2013 по 2017 гг. был министром сельского хозяйства в нашем регионе. Сейчас вернулся в родной НИИ.
Иван Петрович, расскажите, а где сконцентрировано наибольшее число агропредприятий в крае?
– В основном они находятся в центре и на западе Пермского края: Пермский район, Кунгур, Нытва, Карагай, Сива, Частые, Кудымкар. В северной части региона довольно низкая эффективность сельхозпроизводства из-за климатических условий.
Сколько всего человек сейчас трудятся в НИИ?
– Сейчас – 54 человека. Это и техники, и механизаторы, и научные сотрудники. Я не поддерживаю активный рост численности сотрудников, я – за активный рост производительности труда, чтобы с темже объёмом сотрудников мы выполняли больший объём работ с помощью механизации, автоматизации и цифровизации. Используются беспилотники, производственная техника, тракторы и комбайны. Всё это мы обрабатываем своими силами.
Ведёт ли НИИ работу по экологическому направлению?
– Мы решаем три экологические задачи: использование побочных продуктов лесной отрасли, накопленных ПЦБК и другими лесопереработчиками, использование помёта (современные индустриальные птицефабрики выдают от 150 до 200 тонн помёта в сутки) и повышение плодородия залежных почв, которые ранее не использовались. На территории угодий НИИ есть три пруда: два в Касимово, один – Кояновский. На одном из них я рассматриваю возможность устройства туристических объектов, например глэмпинга.
В это время мы уже ехали по территории крайних владений НИИ. Это в сторону Касимово и реки Рыж. Со слов Ивана Петровича, все поля доступны местным жителям. Здесь они отдыхают, собирают грибы и ягоды. Во время нашего путешествия мы застали семью, которая вывозила солому с полей после уборки. Иван Петрович подъехал и указал гостям владений на требования по соблюдению техники пожарной безопасности.
Иван Петрович, а какие у вас научные планы? Вы же руководитель НИИ. Собираетесь докторскую писать?
– Конечно! Причём тема исследования – изучение совершенно практического вопроса. Если простыми словами, то моя работа будет о том, как развивать НИИ сельского хозяйства в современных условиях. Хочу систематизировать опыт. Есть чем гордиться. За 5 лет работы в НИИ научных публикаций и патентов стало на 30%больше. Улучшились финансовые показатели и объём выполненного госзадания. Раньше институт обрабатывал 400 га, теперь уже 2000.
Какие мероприятия проходят на базе НИИ?
– Мероприятия, конечно же,проводятся. Например, в июле всегда проходит приёмка опытов. Каждый научный сотрудник рассказывает о том, какой опыт проводит и какие результаты уже есть. Это не только наука ради науки. Сюда приезжают и практики. Затем проходят совещания совместно с Госкомиссией – оцениваются новые сорта. Главное событие года – «Агрофест» с выставкой сельхозтехники и сельхозпроизводителей, в том числе животных. Мероприятие проходит летом в течение 2-3 дней. Участвуют несколько тысяч человек.
С какими образовательными организациями вы сотрудничаете?
– Мы работаем с отраслевыми вузами и техникумами. Вот по соседству, в Бершети, находится филиал Пермского агропромышленного техникума. С ними мы работаем по программе «Профессионалитет», однако хотелось бы, чтобы больше исследовательских и практических работ студенты делали под руководством сотрудников НИИ. Конечно, мыхотели бы освоить работу со школьниками. Например, на четвёртом этаже главного корпуса можно разместить агролаборатории.
После осмотра земельных угодий мы направились в агропарк, где стоит сельхозтехника НИИ и находятся различные хранилища и агрегаты по обработке зерна. Техника выглядит очень современной и новой, в основном это комбайны, тракторы и сенокосилки. Иван Петрович рассказал о том, как идёт процесс обработки и сушки зерна.
– Интересная работа. Не в кабинете сидеть. Вот культиватор, погрузчик, сортировка. Сначала зерно поступает в ёмкость для первичной очистки и отделяется от соломин, потом сушится и поступает на вторичную очистку…
Иван Петрович указал на гору зерна. Сказал, что это ячмень. Взял горсть, просеял сквозь пальцы.
– Эх… Пока ездишь да всё проверяешь, можно и наесться.
Мы и вправду попробовали тритикале, кукурузу и пшеницу. В связи с 110-летием НИИ планируется большая событийная программа, и, конечно же, расширение сотрудничества со школьниками, потому что за ними будущее.
Наталья Ханова