ГЕЙМИФИКАЦИЯ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ – ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ ОБЩЕГО, КРОМЕ «ЦИЯ»?
Есть такой тип людей, которым сложно отдыхать и не корить себя за это. Иногда выходные превращаются в муку, потому что ты не даёшь сам себе спокойно отдохнуть и не думать о работе. Знакомо? Некоторым – да. А представьте (хотя этого и не надо делать), что перед вами они – 56 календарных дней. Как тогда быть с внутренним трудоголиком?
На самом деле, всё может быть очень продуктивно. Вам же нравится что-то в вашей работе, верно? Нравится, быть может, узнавать новые практики или проводить необычные уроки. И отпуск – это как раз то самое время, когда можно позволить себе в спокойном режиме подготовиться к наступающему году.
Вы наверняка уже знаете, в каких классах будете преподавать в новом учебном году, поэтому знакомы и с диапазоном необходимых учебных тем. Здесь можно поискать серию обучающих видеоуроков, которые будут качественно сделаны. Скачать их себе и оформить в отдельную папку на компьютере. А ещё вы можете освоить какой-нибудь классный редактор для создания презентаций, инфографик или раздаточного материала, прокачать свои навыки пользования им и потихоньку копить собственную коллекцию визуальных данных. И вот вам список из нескольких серверов, где можно создать красивости:
GoogleSliders – понравится тем, кто любит работать в облачных хранилищах. А ещё здесь можно настраивать совместный доступ.
Prezi – много готовых шаблонов, возможность редактирования на большом холсте с приближением и отдалением масштаба.
Renderforest – возможность создания презентаций, логотипов, инфографик и даже видео.
А где искать профессиональное вдохновение? Какие есть сайты, которые могут подсказать хорошие разработки уроков? Здесь я рекомендую обратить внимание на следующее:
Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов с незатейливым названием https://конспекты-уроков.рф
Разработки и конспекты уроков от корпорации «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru
Готовые видеоуроки, тесты, интерактивные задания – https://videouroki.net (можно попробовать платную версию, которая, к слову, достаточно качественная).
Любой лекционный урок будет воспринят лучше, если будут задействованы разные органы восприятия, поэтому не забывайте кроме своего рассказа подготовить и визуализацию. Хорошая презентация дополняет, а не заменяет ваш рассказ. Я до сих пор иногда прихожу в ужас, когда вижу презентации, где все слайды посвящены сплошному тексту, который учитель предполагает просто читать. По-моему, хуже этого есть только две вещи: писать жёлтым цветом на оранжевом фоне и добавлять последний слайд «Спасибо за внимание» (это считается моветоном, так как слова вежливости должны быть произнесены, а не написаны). Попробуйте освоить формат ted-презентаций или просто добавить чего-то интересного. Не бойтесь экспериментировать и проявлять творчество!
Кроме презентаций для более удобного воспринятия информации можно обратиться к геймификации и её элементам. Конечно, мы понимаем, что это подойдёт не для каждого урока. Три главных элемента геймификации гласят следующее:
- создание легенды – то есть самой истории, предыстории. Зачем мы ввязываемся в авантюру, которую предлагает учитель? Тут важен эффект присутствия.
- мотивация – не менее важно! Она должна быть личностной.
- взаимодействие – между участниками игры, внутри группы, между учеником и учителем. Возможность получения обратной связи и корректировки ведения игры.
Игра – это всегда новая реальность, которую создаёте вы. Поэтому нет таких уроков, на которых невозможно применить элементы геймификации. Главное – что именно учитель придумывает легенду, правила и сам образовательный потенциал игрового урока.
В итоге отмечу, что визуализация может быть разной: это и презентации, и диаграммы, и видео, и даже геймификация. Всё это может прокачать ваши собственные скиллы и сделать уроки запоминающимися, а главное – полезными для современных учеников. Поэтому дерзайте!
Валерия Симпатова
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми