ШКОЛА БУДУЩЕГО – ШКОЛА БЕЗ ОТМЕТОК
Сегодня всё больше новых, современно ориентированных школ переходят на безотметочное обучение. Сторонники такого подхода говорят: разве мы можем представить взрослую жизнь с ежедневными отметками? Ты сегодня сделал уборку на «три», позавтракал на «два», доехал до работы на «четыре». Так зачем же ребёнку эти отметки? Встречный вопрос: а как оценивать?
Вопрос оценивания знаний обучающихся всегда сопровождал школу. Первые школы (Восток, Греция, Италия, Византия) не имели систему каких-то баллов; она появилась лишь в иезуитских школах, педагоги которых придерживались концепции соревновательной деятельности как показателя успешности ребёнка.
В России же была заимствована французская 100-балльная система для женских образовательных учреждений. Постепенно 100 баллов перешли в 12, а затем и в современные нам 5. Кстати, после октябрьской революции А.В.Луначарский принял постановление, согласно которому в школах упразднили отметки, а переход из класса в класс осуществлялся по успехам обучающихся в течение года и по отзывам педагогов. Однако данный эксперимент потерпел крах, а вскоре появились знакомые каждому учителю ЗУНы – знания, умения, навыки – которые с 1935 года в устной форме оценивались по 5-балльной системе, а с 1944 года – в письменной, привычной нам.
Дима Зицер, педагог, директор школы с безотметочным обучением «Апельсин», в интервью Анне Уткиной («Правмир», 2016 год) сказал следующее: «Оценка в принципе закрывает мир, делает его очень ограниченным». Зицер уверен, что ребёнок познаёт мир и получает знания не для того, чтобы его кто-то похвалил или отругал, а для того чтобы познать мир и получить знания! И возникает вопрос: зачем мы оцениваем? В чём наша цель?
Какие плюсы такой безотметочной системы? Я могу выделить следующие пункты:
1. Эмоциональное состояние ребёнка более комфортное, он не переживает стресс от получения «2».
2. Больше шансов оказаться в «ситуации успеха». Ребёнок не боится высказывать своё мнение.
3. Отсутствуют конфликтные ситуации на почве необъективного оценивания работы учителем.
4. Ребёнок начинает учиться не для получения отметки, а для получения знания.
Однако можно выделить и минуты такого подхода:
1. Необходима разработка иной системы объективного оценивания работы учащегося.
2. Родители не всегда могут отследить, какие темы их ребёнку необходимо «подучить».
3. По мнению многих педагогов, безотметочное обучение расслабляет обучающихся и способствует отсутствию мотивированной работы.
4. С точки зрения педагога возникают затруднения в ведении отчётности.
5. Сам ребёнок в силу своего возраста не всегда способен объективно оценить собственные знания и возможности.
В прошлом году в Липецкой области решили провести подобный эксперимент – пилотный проект «Новая школа». Кстати, вдохновлялись при этом именно концепцией Димы Зицера. Школы-участники проекта говорят, что ребёнка надо сравнивать не с другим ребёнком, а с самим собой: вчера было 5 ошибок, а сегодня 3 ошибки – это прогресс. Для общения с родителями вместо дневника с отметками разработали дневник личностного роста и тетрадь достижений: важно давать обратную связь ученику и родителю без традиционной 5-балльной системы.
В системе без отметок два главных вопроса: чего достиг ученик сегодня и что ещё нужно сделать, над чем необходимо работать. А мой главный вопрос: эффективнее ли такой подход по сравнению с традиционным, если ВПР, ОГЭ и ЕГЭ всё ещё актуальны.
Валерия Евгеньевна Симпатова
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми