РОЛЬ СИСТЕМЫ ЭПОС В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Все мы стали свидетелями, а школьники – ещё и прямыми участниками того, как пандемия за две недели подвергла изменениям всю систему образования. Проблема подтолкнула к переходу от устоявшегося треугольника взаимодействия «школьная доска–парта–ученик» к цепи «ученик–компьютер».
18 мая прошла пресс-конференция с представителями Центра информационного развития Пермского края. Спикерами выступили Екатерина Юрьевна Половникова, главный аналитик отдела отраслевых проектов, и Данил Александрович Мерзляков, аналитик «Центра информационного развития Пермского края». Тема заявлена важная, даже дискуссионная: «Роль электронной образовательной системы ЭПОС в обучении школьников». Участники, ученики школ, в которых с сентября 2019 года в пилотном режиме реализуется эта система, как никто другой были готовы к диалогу.
Кирилл Нефёдов, гимназия № 4:
– Чем обусловлена необходимость замены «Электронного журнала» на ЭПОС?
Екатерина Юрьевна Половникова
Екатерина Юрьевна:
– ЭПОС – это не просто электронный журнал, дневник. Может быть, не все пользователи видят разницу, но сама по себе эта система задумана масштабно, и в ней во взаимосвязи находятся все стороны учебного процесса. То, что ребята видят в дневнике – это большая работа школы, которая готовит основную образовательную программу на весь учебный год. Соответственно, и функционал этой системы шире, чем тот, который был в прошлой системе. Сравнивая этот функционал, можно понять, что время не стоит на месте, и нужны свежие решения, и что можно брать опыт тех, кто уже предусмотрел какие-то новые возможности в этой системе.
Наверное, вы обратили внимание, что в систему предусмотрен отдельный вход для родителей и учеников – то, чего не было в предыдущем варианте. Акцент сделан на ответственность учащегося за те задания, которые он должен выполнить. У родителя нет доступа к этим заданиям, зато он может поставить отметку о том, что ознакомлен с успехами своего ребёнка, а также имеет возможность уведомить классного руководителя без написания записки или звонка о том, что его ребёнок будет отсутствовать в школе.
Ещё в электронном дневнике размещён весь учебный план на год с указанием предметов и количеством часов. Предусмотрена возможность открыть рабочую программу и увидеть, какие темы ученик пропустит в случае длительной болезни или поездки. К новому учебному году внутри этой системы откроется модуль внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Данил Александрович Мерзляков
Данил Александрович:
– Помимо перечисленных функций Системы мы видим ЭПОС как единую образовательную платформу, использовать возможности которой смогут не только школы, но и другие образовательные организации, включая учреждения дополнительного образования. Рассматривается вопрос объединения других информационных систем с ЭПОС для удобства пользователей.
Денис Щуков, лицей № 4:
– Мы столкнулись с рядом проблем: не каждую неделю ЭПОС работает исправно, не всегда оперативно загружается. Под силу ли серверам все те возможности, которые ЭПОС предоставляет своим пользователям?
Е. Ю.:
– До апреля было 2-3 запланированных остановки системы, о которых мы сообщали заранее, и было несколько непродолжительных остановок, когда наши специалисты устраняли определённые проблемы.
Конечно, когда 6 апреля все вышли на дистанционное обучение, возникли некоторые проблемы, и в течение определённого периода разработчики проверяли все возможности системы и проводили серьёзные доработки, и работа стабилизировалась. Мы всегда очень переживаем, когда нам сообщают о возникновении ошибок, и стараемся оперативно устранить проблему. Но бывает, что сигнал поступает от одной школы, а остальные работают без проблем. Поэтому стоит понять, что не всегда проблема связана с работой всей системы, а, возможно, неполадки происходят с конкретным компьютером, с конкретной образовательной организацией, с условиями, в которых идёт эта работа.
Ещё важно понимать, когда происходит задержка: не можете войти в систему – это один вариант решения, не открывается определённый раздел – это уже второй вариант. Если вы столкнулись с проблемой, нужно писать в службу технической поддержки, и наши разработчики помогут вам её решить.
Бикаева Алина, гимназия № 4:
– Оценку, выставленную в журнал, учитель может заменить на другую в течение недели. По истечении этого срока её также можно исправить, но только прибегнув к помощи другого человека, администратора (в нашей школе это завуч). Мне непонятно, зачем так сделано, ведь это усложняет работу.
Е. Ю.:
– Есть приказ Министерства образования и науки Пермского края, в котором прописан достаточно большой срок, в течение которого выставляется оценка – семь рабочих дней. Оценка за устный ответ может ставиться в течение одного дня, за письменный – в течение недели. Другой вопрос: почему ребёнку её нужно исправлять? Для этого должна быть какая-то очень веская причина. Например, вы заболели и не успели в течение семи дней отметку исправить. В свободном режиме нельзя исправить оценку месячной, двухнедельной, полугодовой давности. Это ограничение по нормативным документам.
Марина Клемешова, гимназия № 4:
– Сейчас каждая оценка в журнале имеет вес. Почему была выбрана такая система и в чём её преимущество?
Е. Ю.:
– Система предоставляет возможность добавлять вес оценке, а образовательные организации уже принимают решение – пользоваться ею или нет. Вы прекрасно понимаете, что получаете разные оценки за разные виды работ. И эти виды работ неравнозначны: контрольная куда более значима по отношению к другой текущей работе, поэтому она в системе имеет больший вес.
Вес может быть разный, как решит ваша образовательная организация в соответствии с теми документами, которые есть в школе. Например, контрольная работа по математике может иметь вес «3». Это значит, что полученная вами оценка будет повторяться трижды. И она, соответственно, оказывает большее влияние на итоговую оценку.
Впереди подключение к системе всех школ пермского края. А уже совсем скоро будет запущена и работа мобильного приложения ЭПОС.
Екатерина Щелконогова