КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ. ЭТО РЕАЛЬНО?

8 мая 2020 , 11:35

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества. В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания».

 

Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

 

Школа или детский сад могут помочь родителям при решении многих вопросов воспитания детей, однако они не могут конкурировать с семьей. Поэтому очень важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений. Общие усилия необходимы для развития ребенка.


Одна из молодых педагогов нашего города, делясь впечатлениями о своей профессиональной деятельности, отметила, что самое трудное для молодого учителя — договариваться с родителями. Для многих мам и пап начинающий педагог не авторитет, а в пединституте общению с родителями не учат, преподают только методику. Сейчас родители очень амбициозны, у них высокие ожидания от школы, учителя, своих детей. Но в то же время высокие амбиции родителей делают их более ответственными: мамы и папы готовы записывать на собрании рекомендации, заниматься со своими детьми дома.


 

Так в чем же проблема выстраивания действенных отношений между молодым педагогом и родителями? Как педагогу-новичку осуществлять эффективную работу с семьями своих воспитанников, учеников? И реально ли вести с родителями конструктивный диалог? 

 

Для начала разберемся, каким хотят видеть своего педагога родители. На одном из российских Форумов среди родителей было проведено анкетирование «Каким вы хотите видеть своего учителя/воспитателя?».  Резюмируя все ответы респондентов, был составлен такой портрет идеального, по мнению родителей, педагога:

  1. Любящим свою профессию и детей;
  2. Объективным;
  3. Терпеливым;
  4. Инноватором и гуманистом.

 

Все эти качества спроецированы на ребенка.


Отсюда первый вывод: полюбить (или принять) ребенка, понять его, найти к нему подход – верный путь расположить к себе родителей, сделать их своими партнерами.


Приведем еще одни слова молодого учителя: «Я давно вывела для себя правило: об отрицательных сторонах ребенка, о его проблемах в учебе можно разговаривать с родителями только в индивидуальном порядке. А начинать с ними разговор необходимо с положительных характеристик ребенка. Только после этого стоит переходить к обсуждению его проблем. Ни одна фамилия ребенка не должна упоминаться публично с отрицательными характеристиками. Только победы, только удачи ребят можно озвучивать при всех».

 

Очень часто в процессе взаимодействия между педагогом и родителем может возникать ряд недоразумений.

 

Педагог:

— слабо учитывает семейную ситуацию ребенка, а то и просто о ней не знает;

— не учитывает (и не использует!) семейные приоритеты и ценности конкретной семьи;

— не использует или нерационально использует возможности родителей;

— не управляет активностью и энергией родителей, направленной на получение максимальной пользы для своего ребенка, а, наоборот, старается эту активность погасить или хотя бы снизить, как непредсказуемую и опасную;

— не делится с родителями своими наблюдениями и успешным опытом обучения ребенка, использования его возможностей;

— не получает информации от родителей об их успешном опыте обучения ребенка или не доверяет этому опыту;

— сталкивается с тем, что родители смотрят на школу или детский сад глазами ребенка, поскольку у них недостаточно собственной информации и др.

 

Родитель:

— имеет искаженную или неточную, неполную информацию о происходящем в образовательном учреждении;

— не знает, как ведет себя в школе или детском саду ребенок, поскольку поведение непосредственно зависит от среды, а в учреждении она не такая, как дома (по этой же причине не может повлиять на поведение ребенка в школе);

— как правило, знает требования школы/детского сада, но не понимает, почему они применяются к нему и к его ребенку именно таким образом, поэтому, нередко игнорирует их или даже активно отвергает;

— не получает информации от педагога об успешном опыте обучения ребенка и не может использовать этот опыт дома;

— постепенно начинает относиться к педагогу и образовательному учреждению, как к источникам непредсказуемых неприятностей, непонятных требований, безосновательной критики. В связи с этим старается педагогов избегать, что только усугубляет ситуацию.

 

В последствии все эти недосказанности, незавершенные действия, могут привести к серьезным проблемам и конфликтам. Как можно заметить, почва для всех этих натянутых отношений – отсутствие конструктивной коммуникации. И социальные психологи рекомендуют, прежде всего, обеспечить прямую коммуникацию, возможность встречаться, говорить и слушать, обмениваться информацией, делиться опытом, договариваться всем заинтересованным сторонам — учителям, руководству школ, мамам, папам, бабушкам и дедушкам (если они хотят принимать активное участие в обучении и воспитании детей). Неотъемлемым условием тут будет являться проявление со стороны учителя или воспитателя педагогического такта. Педагог – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.


Ну и еще одно правило - жизнеутверждающий, мажорный настрой педагога. Всегда хорошее настроение, позитивное отношение, соблюдение корпоративной этики позволить повысить учительский авторитет в глазах родителей.


Пожалуй, это те самые главные слагаемые успеха. Использование их в своей педагогической деятельности позволят фразу «Конструктивный диалог с родителями. Это реально?» из вопросительной превратить в утвердительную. И пусть каждый начинающий педагог произнесет ее так: «Конструктивный диалог с родителями. Это реально!»

 

Наталья Былева
Даная Северных


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее