КАК РАБОТАТЬ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ, ЧТОБЫ В ИТОГЕ НЕ УВОЛИТЬСЯ
Часто от учителей можно услышать слова о том, что из-за одного-двух учеников они готовы сменить место работы. Бывает, что преподавание для педагога из-за этих детей превращается в каторгу, соответственно, страдают и остальные учащиеся.
Как быть в таких случаях?! Ведь увольнением проблему не решить и, если учитель планирует остаться в своей профессии, ему просто необходимо научиться эффективно взаимодействовать с трудными подростками.
Начинать работу психологи советуют с анализа поступков детей, их недисциплинированности и отставания в учебе. Прежде всего, нужно понаблюдать за поведением подростков во время занятий, выявить и зафиксировать, в каких ситуациях и в каком контексте у детей проявляется негатив, агрессия или нежелание следовать нормам и правилам.
Также важную роль играет осведомлённость педагога об условиях проживания семьи ребенка, о взаимоотношениях в семье, об окружении подростка. В зависимости от выявленных причин, подростков условно можно поделить на группы. Работа с каждой группой разная, зачастую педагог в одиночку решить проблему не сможет. Но и своевременно обратиться за помощью также бывает очень важно.
К первой группе психологи условно относят подростков с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы. Такие дети нуждаются в комплексном подходе, то есть не только в работе психолога, классного руководителя, но и в медицинской помощи. Иными словами, их отклонения в поведении подкреплены медицинскими показаниями.
Ко второй группе относят педагогически запущенных детей, которые не научились владеть своим поведением или не могут отказаться от своих сиюминутных желаний ради выполнения нужного действия. Такие подростки нарушают все нормы и правила лишь потому, что в своё время взрослые не научили их. Усложняется работа с данной группой и тем, что такие подростки чаще всего бывают замечены в токсикомании, склонности к алкоголизму, бродяжничестве, хулиганстве, ранней половой жизни. Самостоятельно учителю в работе с такими детьми не справиться. Психологи в таких случаях проводят консультации и тренинги для подростков и их родителей, а также для учителей. Если такой подход не помогает, то усилия объединяют с инспекцией по делам несовершеннолетних.
К третьей группе относят детей, которые не воспринимают и не замечают требований педагога, какими бы справедливыми они не были. Такие подростки всегда уверены в себе и находят оправдания любым своим поступкам, даже самым непристойным. Причину своих неудач они ищут во внешних обстоятельствах – чрезмерных нагрузках в школе, несправедливости и предвзятом отношении учителей. Постоянно претендуют на высокие оценки и проявляют агрессию, когда их не получают. В результате подростки неадекватно относятся к результатам своей учебной деятельности, и всё больше сопротивляются любым действиям педагога, направленным на повышение успеваемости.
При работе с такими подростками психологи советуют создать атмосферу доброжелательности и эмоциональной поддержки, что позволит снизить напряжение и настороженность ученика в отношении с учителем и учениками. Далее подростка необходимо включить в систему многостороннего оценивания, когда он сам оценивает учеников и они оценивают его с разной степенью объективности, что позволит ему самому выбрать адекватный эталон оценки. Такой метод создаёт у трудновоспитуемого подростка чувство свободы от ограничений со стороны взрослого и иллюзию независимости от отрицательной оценки педагога. А оценивая других, ребёнок учится анализировать полученные результаты. Индивидуальную помощь психологи советуют оказывать также с помощью одноклассников, старшеклассников, когда они берут шефство над трудным подростком, отстающим в учёбе по каким-либо предметам.
К четвёртой группе, всё так же условно, относят подростков, которые причислены к трудным подросткам в связи с неверной формой воздействия педагога на ученика. Дети данной группы в специальных воспитательных мерах не нуждаются, учителю необходимо лишь пересмотреть свою позицию по отношению к ученикам. В таких случаях педагогу советуют учитывать возрастные особенности детей, уровень их семейного благополучия, а также проявлять тактичность к ученику и к его эмоциональному состоянию, не нарушать границ в отношениях «учитель – ученик» и учитывать статус ребёнка в классном коллективе.
Специалисты говорят, что, когда педагог перестает называть подростка «трудным», в том числе для самого себя, это уже большой сдвиг в работе с ребёнком, легче рассмотреть ситуацию, в которую попал подросток. Человеческое отношение и сочувствие также важно. Часто противоречия между учеником и учителем бывают вызваны слишком большим перечнем запретов.
Правила должны быть, но иногда стоит их свести к минимуму для того, чтобы у подростков сформировался интерес к учёбе. Небольшое количество правил и их четкое соблюдение создают некую структуру, внутри которой можно договариваться с учениками. Небольшое количество правил делают педагога предсказуемым, а значит, более безопасным для учеников.
Когда ученики понимают, что эти правила чётко работают одинаково для всех, они перестают сопротивляться и начинают их соблюдать – повышается авторитет учителя.
Психологи советуют некоторые негласные правила вносить в перечень обозначенных, обговорить всё, чтобы подростки потом не испытывали учителя. Что-то можно разрешить, что-то, наоборот, запретить. Например, под запретом может быть яркая одежда, а разрешить можно использовать гаджет у доски, запретить опоздания, но разрешить пройти по классу во время урока и так далее. К пожеланиям учеников необходимо прислушиваться, особенно это касается проведения уроков. Важно также, чтобы учитель всегда держал своё слово и выполнял обещания, данные ученикам. Это влияет на авторитет педагога.
Успешность подростков часто напрямую зависит от педагога, очень важно хвалить детей за успехи и никогда не сравнивать с другими классами. Материал стоит адаптировать под класс. Если есть ученики-тихони, им нужно уделять внимание. Не могут отвечать у доски – придумать альтернативу, например, письменную работу.
Психологи употребляют такой термин, как ситуация успеха. Иногда для поднятия самооценки педагогу можно создать для ученика ситуацию успеха, например, подобрать более лёгкое задание, с которым он наверняка справится. Это позволит ребёнку почувствовать себя более уверенно.
Выявив, к какой группе относится подросток, с которым не справляется учитель, педагог сможет правильно, а главное, успешно действовать дальше.
Быть педагогом непросто. Авторитет и стабильность должны сочетаться с сочувствием и внимательностью, только так можно сохранить хорошие отношения с учениками.
Наталья Былёва
Фотографии, использованные в статье, носят исключительно иллюстративный характер
и напрямую не относятся к содержанию публикации