Ольга Тетерина: «Нужно научить быть неравнодушными...»

12 марта 2020 , 07:34

Ольга Васильевна Тетерина, директор школы №82, остаётся после длинного рабочего предпраздничного дня для того, чтобы поговорить. «У нашего рабочего дня начало есть, а конца нет», - смеётся она и машет рукой. Стол уже заставлен нежными цветами, и я очень рада минутам, которые удалось выкроить для того, чтобы погрузиться в воспоминания.

 

Когда Ольга Васильевна заканчивала Среднюю Очёрскую школу №1, тенденции в образовании были направлены на то, чтобы выпускники деревенских школ, по окончании высших учебных заведений возвращались домой и работали в местных школах. Соответственно, проходной балл был для них гораздо ниже, чем для городских. Ольга Васильевна была отнесена к «городским» и не прошла конкурс.

 

Семнадцатилетняя девушка не стала опускать руки. Уже тогда, чувствуя своё предназначение, она обратилась в районный отдел образования с просьбой разрешить ей преподавать в Токаринской восьмилетней школе, расположенной в селе Токари Очёрского района. Предстоящая работа с учениками немногим младше, не смущала её: ещё с 4 класса начальной школы Ольга Васильевна занималась организаторской деятельностью — была вожатой в подшефных детсадовских группах, затем — в школьных лагерях, а после — стала секретарём комитета комсомола. Начав преподавать, Ольга Васильевна вела русский язык и литературу у учеников 5-8 классов, в то время как 8 класс был выпускным.


«Поначалу я, скорее, играла в учительницу, стараясь подражать своим бывшим учителям. - Вспоминает она. - Но постепенно и у меня наметилась собственная программа. К тому же, я понимала степень своей ответственности: я была единственным учителем в школе по своему направлению».


Контакт со своими подопечными девушка нашла достаточно легко. «Это были те времена, когда авторитет учителя был высоким. Мои учителя были требовательны, и я старалась быть такой. Я прекрасно понимала свои задачи и представляла требуемый результат. А с учениками выстраивала хорошие, добрые отношения. Я очень много ходила по домам своих воспитанников, знакомилась с их семьями. Считая, что подход в обучении должен быть индивидуальным, я хотела знать о них всё».

 

В Токаринской школе Ольга Васильевна проработала два года, после чего поступила в Педагогический институт на филологический факультет в Перми. На предпоследнем курсе обучения она проходила педагогическую практику в школе №114, а на последнем — в вечерней школе №1. По окончании института — получила приглашение на работу из обеих школ. По причине того, что на тот момент Ольга Васильевна была уже замужем, и у неё был маленький ребёнок, она выбрала работу в вечерней школе, где график позволял уделять время и семье.

 

«Токаринскую и вечернюю школы я могу назвать двумя своими основными жизненными школами. - Делится Ольга Васильевна. - Они были совершенно разными. В Токаринской я для детей была и Царь и Бог. - Смеётся. - Я была для них просто всем. Не только учителем, но ещё и классным руководителем, наставником, другом, советчиком и даже родителем. Среди моих подопечных были дети, росшие в неполных семьях или, воспитываемые в интернате. И я знала, что если я не помогу им — не одарю этой необходимой лаской и теплом, то больше не поможет никто!

 

Я участвовала вместе с ними во всей внешкольной деятельности: не умела танцевать, петь, шить костюмы, но училась этому в процессе, потому что кроме меня некому было взяться за эту работу. Я делала домашнее задание с отстающими детьми в интернате. Я выпрашивала деньги у руководства школы на школьную форму и одежду для детей, живущих в малообеспеченных семьях».

 

Совсем иначе складывалась её жизнь в вечерней школе. В ней изучали общеобразовательные предметы учащиеся ПТУ — будущие столяры, крановщики, слесари, сталевары, повара - ребята возраста десятиклассников.


«Они могли распевать непристойные песни и играть в карты на переменах, и просто усадить их на места и настроить на урок было уже большим искусством. - Делится педагог. - Но я ни разу не повысила на них голос. У нас не было ни одной скандальной ситуации. Я общалась с ними спокойно, доброжелательно, но требовательно. Именно у них я научилась выдержке. Я изначально понимала, что ссориться с такими учениками — тешить их же».


 

Дети из вечерней школы были совершенно не мотивированными к учёбе: здесь учились подростки в том числе с задержкой развития и ограниченными возможностями. «Как-то раз, на уроке русского языка мы с ними писали диктант про выдающегося русского художника И.И. Левитана. - Со смехом вспоминает Ольга Васильевна. - Как только ни написали его фамилию — и Кливитан, и Кевитан...Я думала, это розыгрыш. Стали делать вместе с ними работу над ошибками. А я тем временем подозвала к себе девочку Таню и доверительно спросила её: Таня, ты знаешь, кто такой Левитан? А она мне так же доверительно ответила: нет, не знаю. И тут со второго ряда девица, красившая губы, крикнула ей: «Ну ты дура, это же который по радио выступал!»

 

Однако, Вселенная совсем не задумывала связывать всю жизнь Ольги Васильевны исключительно с вечерней школой. Вскоре она оказалась в школе №110, где работала сначала на замене, а потом — на постоянной основе. «Работать там было истинным удовольствием и счастьем! - Улыбается Ольга Васильевна. - Мне наконец-то встретились дети, которых можно было учить. Мне встретились заинтересованные и дружные родители. Это было чудесно: просыпаться утром и думать о том, что сегодня я детей чем-нибудь удивлю. Я хотела бежать в школу и делать для них что-то новое, я всегда представляла заранее, как будут гореть их глаза. Это давало мне силы, подвигало на новые находки.

 

Тогда-то я и почувствовала, что я, всё же, учитель и что быть учителем очень здорово. В вечерней школе, когда у меня ещё принимали практику, на уроке присутствовал директор, Феликс Макарович Бобков. Он тогда шепнул завучу: «Ты видишь, что, ведя занятие, она нас совершенно не замечает? - Завуч кивнул. - Но при этом, она входит в те самые 15% прирождённых учителей», - сказал Феликс Макарович».

 

После урока он предложил Ольге Васильевне остаться работать в школе. Первым делом она ответила, что подумает. «Вы полагаете, я всем это предлагаю? Нет, лучшей школе — лучшие учителя», - подытожил директор. «Это был очень большой комплимент. - Вспоминает Ольга Васильевна. - Конечно, я не могла не пойти к нему работать. Тем более, там действительно сложился интеллигентный, опытный коллектив.

 

Вы знаете, я думаю, что за весь мой рабочий период во мне не иссякала, а, наоборот, преумножалась энергия потому, что внутри всегда было одно чувство — чувство ответственности за результат. Прежде всего, русский язык — это экзаменационный предмет, знание которого в любом случае пригодится каждому. Я не имею права не научить ребёнка, ведь я создаю его будущее. Во-вторых, на моих уроках всегда высокий воспитательный аспект, ведь я хочу воспитать человека нравственно чистого. Да, под нравственностью можно понимать разное. Но есть такие слова как «мама», «Родина», «семья» и «война» - они должны быть святыми для всех. Мы, как послевоенное поколение, понимали значимость и цену этих слов. Мой отец прошёл Курскую дугу и Сталинград, он вложил в меня это, а я, в свою очередь, должна воспитывать всех своих детей на этом чувстве. Умение говорить по делу и умение молчать, когда нужно, молчать свято — это показатели зрелости человека».

 

Для каждого своего урока Ольга Васильевна подбирает специальные произведения, думает над тематиками для диспутов. «Я всегда помню, что через душу ребёнка должно проходить что-то значительное. Нужно научить детей страдать, научить плакать: быть неравнодушными. - Она глубоко задумывается. - Я ещё ни разу не встречала противление. Бывало, что не до любой души ценность доходит с первого раза. Тогда нужен новый виток в моей деятельности для того, чтобы ребёнок пустил к себе в душу, ведь я не могу оставить эту ситуацию. И я уже не раз наблюдала, как те, кто изначально относился к моим урокам цинично, потом раскрывались с таких прекрасных сторон, были так искренни, что я сама удивлялась тому, какой оказывается мир находится у них внутри. Это показатель того, что не нужно сдаваться, до любой души можно дойти.

 

Конечно, каждый ребёнок вращается и в других средах, помимо школьной, и эти среды имеют на него воздействие. Но я бы не стала переживать за стороннее влияние, ведь жизненная ниточка ведёт к пониманию ребёнком того, кто действительно желает ему добра, чья философия ему важнее. Важно в процессе выбора правильно расставить приоритеты.

 

Школа для меня — это воздух, без которого невозможно жить. Я и не представляю, как может быть иначе. А добрые слова моих учеников лишь убеждают меня в том, что я всё делаю правильно.

 

Как-то я проводила открытый урок на тему «Роль матери и отца в русской литературе». Мои ученики старательно готовились, подбирали материалы, очень проникновенно читали и говорили… И после одна мама сказала: «Мы, женщины, плакали, и это было естественно. Но плачущих мужчин я не видела уже очень давно». Настолько искренни были их дети...»

 

Дарья Давыдова


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее