Лилия Бадыгина: «У меня просто такая миссия на Земле...»
Переходный осенний период. Начало бессолнечных, дождливых дней, ведущих к успокоению природы. В детских дворцах культуры ещё не запущены системы отопления. «Извините, но я сегодня побуду в валеночках!» - говорит Лилия Марсовна Бадыгина на нашей первой тренировке. Я удивилась: какая же латиноамериканская программа в «валеночках»? Но уже через несколько минут поняла, что настоящий танцор остаётся таковым в любой обуви.
Безусловно, позже мне не раз доводилось видеть её в полном прекрасном танцевальном обмундировании: форме и джазовках. Лилия Марсовна всегда собирает волосы. «Где твоя култышка? - Спрашивает она одну из своих учениц. - Хвост не подойдёт, болтающиеся волосы будут мешать. Вот она спортсменка! - Указывает на вторую. - Мы занимаемся спортом, во всём должен быть порядок».
Зато когда я замечала Лилию Марсовну с распущенными волосами, которые она спешила заколоть, я молчаливо восхищалась: на плечи падали тёмные крупные кудри. Если при этом она, увлекаясь сочинительством хореографии, не успевала их подобрать и танцевала, например, пасодобль, класс наполнялся потрясающей, огненной, живой энергией.
Лилия Марсовна никогда не красится. С одной стороны, я думаю, зачем? Она прекрасно выглядит, имеет природные тёмные брови и ресницы. «Понимаешь, это очень здорово - заниматься такими приятными вещами, как макияж. - Делилась со мной она. - Но я люблю делать его на торжественные мероприятия, чтобы было полное ощущение праздника! А если устраивать праздник каждый день, он перестаёт им быть.
Не скажу, что танцы — это моё призвание. - Задумывается она. - Педагогика — да, а вот в виде деятельности у меня всегда был выбор.
Например, будучи младшей школьницей, я как-то наткнулась на объявление в газете о наборе детей в секцию спортивной гимнастики в УДС «Молот». Рассказала маме, мама предложила съездить на отбор. Из более двухсот детей, принявших участие в отборочном туре, выбрали пятерых, среди которых оказалась я. Но так и не стала заниматься, потому как некому было меня возить, а расписание занятий никто не подстраивал под родительское рабочее время.
Я могла бы рисовать, этот вид искусства хорошо давался мне с самого садика, и после девяти лет меня пригласили в Художественную школу, но к тому времени в моем расписании были музыкальная школа и танцы . Мне удалось закончить музыкальную школу по классу скрипки. Но более я не брала инструмент в руки, потому что мы отдали его девушке, которая продолжила обучение в музыкальном училище.
С бальными танцами я познакомилась в пионерском лагере, где в каждом отряде велись занятия, а в конце смены проводился конкурс. После окончания смены педагоги предложили родителям привести меня на занятия в ДК Горького (сейчас — ДК «Искра»). Так я попала в мир танца. Но о том, что с ним будет связана моя будущая профессия, я особо не задумывалась. Например, когда стоял выбор, уходить ли после девятого класса или оставаться в школе, я всерьёз думала о том, чтобы выучиться на педагога по рисованию или воспитателя».
Как-то раз я наблюдала Лилию Марсовну с самой младшей группой: малышам, как цыплятам, одетым в жёлтые футболочки, она на полном серьёзе проводила занятие. После, они окружали её и наперебой тараторили ей последние новости — такой же выдержанной, с чуть подрагивающими уголками рта, готовыми расплыться в улыбке. Видимо, дети чувствовали что-то настоящее.
«На самом деле, танцы просто легко давались мне, - продолжает Лилия Марсовна, - я не испытывала никаких затруднений. И когда меня спрашивают, довольна ли я сегодня тому, чем занимаюсь, я с уверенностью могу ответить, что работала бы с отдачей на любом месте.
Как-то мне сказали, что из меня вышел бы хороший дизайнер одежды. И что-то в этом есть, поскольку большинство костюмов к выступлениям, которые шьют участники моего коллектива, выполнены по моим эскизам. Главное, согласовывать их с родителями, чтобы тринадцатилетние девочки не выглядели старше своего возраста, а были лёгкими и грациозными. Костюм должен раскрывать лучшее и скрывать недостатки».
Лилия Марсовна танцевала до четырнадцати лет, дослужившись до класса С, на чемпионатах Союза обычно была в призёрах. Затем, её тренеры, Юрий Николаевич Долгих и Ирина Николаевна Долгих уехали работать за рубеж. Два года девушка посвятила исключительно учёбе, а в шестнадцать ей предложили вести детскую группу по бальным танцам во Дворце культуры имени Горького.
«На самом деле, передо мной стоял вопрос: куда поступать учиться? - Вспоминает Лилия Марсовна. - И тут, как по заказу, в 1992 году в Институте культуры открывается направление по бальным танцам - «Педагог-балетмейстер ансамбля бального танца». Чисто интуитивно я решила, что это — судьба, и подала документы. А когда я училась на втором курсе, вернулись из-за границы мои педагоги и предложили мне возобновить тренировки. Я продолжила расти в большом спорте, на этот раз дослужившись до международного класса. Но стоит отметить, что уровень современных спортсменов поднят на более высокую планку.
Институт многое дал мне: осознание того, чем я занимаюсь, знания, связанные с хореографией, ощущение связи музыки и танца, раскрыл во мне постановщика...Но я всегда могла жить и без этого. Я любила танец, но не купалась в нём. Впрочем, может я и рыба, которую Творец запустил в воду, и вот она плавает и не понимает, что без воды не сможет жить.
По большому счёту, танец — это настолько не глобально для меня по сравнению, например, со здоровьем! Сейчас я бы сказала, что занимаюсь не только танцем, а ещё и здоровьем учеников. Здесь присутствует и физическая сторона - работа с телом, и моральная. Бальный танец — это танец мальчика и девочки, девушки и юноши, мужчины и женщины. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, решать проблемы сообща, контролировать эмоции, понимать, что сила не в «я один», а в «мы - команда».
Я всегда интуитивно чувствовала, что буду работать с детьми. Ещё в школьные каникулы я могла рабатывать воспитателем или нянечкой. Мне было интересно с детьми, мне было комфортно с ними.
И работа с моей первой танцевальной группой мне тоже нравилась. Они почему-то меня слушались, и я, шестнадцатилетняя, вроде бы, девчонка, была у них в авторитете. Я думаю, у меня просто такая аура, миссия на Земле такая».
На самом деле, когда Лилия Марсовна училась в старших классах школы, она проходила курс «Учебно-производственный комбинат», на котором осваивала азы профессии «воспитатель детского сада», поэтому, пришла работать с детьми, так или иначе, подготовленная, и уже самостоятельно составляла программу занятий.
«В нашей работе есть один большой минус: это семидневная рабочая неделя, рабочие праздники и выходные. Друзья, дни рождения, торжества и развлечения проходят мимо. Но я изначально была к этому готова.
Мне сложно рассуждать о свободе для ребёнка, я думаю, её нет. Зато у него есть возможность выбора и ответственности за этот выбор. Я делаю с ними простое упражнение: держим руки во второй позиции. После выполнения каждый начинает спрашивать: «А я держал?» Отвечаю: «А кому было дано задание?» Я могу лишь дать оценку выполнению или задать наводящий вопрос: «А до конца ли ты выпрямил локти?» Но мы должны приучать детей к осознанной самостоятельности.
Бальные танцы прививают культуру. Всё начинается с формы одежды, обуви, с причёски, изучения танцевальных терминов, умения чувствовать музыку вплоть до умения себя поставить и держать и нести ответственность за себя».
После первой вверенной ей группы, в двадцать лет Лилия Марсовна создала свою группу бального танца. «Не то чтобы я всегда мечтала создать свою студию. - Улыбается она. - Просто мне, как студентке, нужна была практика. Невозможно стать хирургом, не выполняя операции».
В этом году исполнилось двадцать пять лет её творческому стажу на базе Дворца культуры имени Пушкина . Созданный тогда коллектив стал филиалом уже существовавшего во Дворце культуры имени Пушкина клуба «Танцуют все!». Его воспитанники занимали первые места на конкурсе «Огни Прикамья», брали Гран-при на международном конкурсе «Берега Надежды», становились лауреатами первой степени на международном конкурсе «Вдохновение»… «Я думаю, что достижения каждого ребёнка индивидуальны и высоки. - Говорит Лилия Марсовна. - Просто каждому своё. Танец - вид искусства, соединивший в себе всё».
Дарья Давыдова