КАК ПОВЫСИТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

24 сентября 2020 , 08:22

На днях я прочитала книгу «Поможем ребёнку добиться успеха» Пола Тафа. Купила это издание не ради помпезного названия (скорее, даже вопреки), а ради автора. Пол — журналист, писатель, ведущий радиопрограмм. Он специализируется на теме политики в сфере образования. Точнее, его беспокоит сложность обучения детей из неблагополучных семей. Оказывается, ситуация со средним образованием в США довольно туманная. Педагоги школ в бедных районах не знают, как справиться с трудными подростками, не желающими учиться. Последняя книга (из трёх) Пола Тафа посвящена как раз этому вопросу.

 

Само по себе издание очень качественное — на плотной бледно-жёлтой бумаге, крупный кегль, двухцветная печать. И полное отсутствие иллюстраций. Перевод с французского (Пол уроженец Канады, но работает в США) сложно воспринимается. Книга требует недюжинной концентрации внимания и упорства. Это не просто повествование и перечисление мнений по теме. Текст больше походит на диссертацию: так много в нём ссылок на исследования, процентов, цитирования других исследователей и учёных. Ни одной шутки и истории из жизни автора.

 

Финансовое благополучие и успеваемость в школе

 

 

Во II квартале 2020 года 19,9 млн россиян (это примерно 14 % населения) располагали доходами ниже прожиточного минимума. Это процент постепенно растёт с 2012 года, что говорит о снижении благополучия семей в стране. Стоит ли ожидать в связи с этим ухудшения уровня успеваемости школьников?

 

Пол Таф видит прямую взаимосвязь между степенью финансового и психологического благосостояния семьи и уровнем знаний детей. Первая половина книги посвящена раскрытию этой темы. Автор делится результатами исследований (очень многочисленных и свежих), которые подчёркивают: чем благополучнее было детство у ребёнка, тем лучше он учится.

 

В качестве главного критерия успеха в учёбе берётся умение школьника справляться со сложными задачами, стрессами, агрессией вокруг и критикой в свой адрес. Автор называет это некогнитивными навыками. К ним же относятся позитивность, прилежность, усердие. Они, скорее, представляют собой совокупность привычек, установок и взглядов школьника, которые помогают ему двигаться к цели, невзирая на трудности.

 

Как испортить детство

 

 

Образ неблагополучной семьи, созданный в книге «Поможем ребёнку добиться успеха», выглядит так: семья, которая находится по уровню финансового благосостояния ниже среднего уровня; где родители развелись; там, где есть наркоманы, алкоголики и страдающие другими зависимости и психическими заболеваниями; та, где часто происходят ссоры, в том числе с применением насилия; если ребёнка игнорируют, оставляют один на один с его проблемами, раздражённо реагируют на его истерики.

 

«Чуткое личное общение с ребёнком передает глубинные послания о сопричастности, безопасности, стабильности, — пишет Таф. — Дети получают правильные послания от взрослого, который в них верит, относится к ним с сочувствием. Такие дети менее склонны прогуливать уроки, они проявляют упорство при решении сложных задач, спокойнее реагируют на бесчисленные мелкие неудачи и трудности, из которых и состоит школьная жизнь». (Оцените доступность дословного перевода.)

 

Это примерно то, о чём пишет Людмила Петрановская в своих книгах. Если родители не формируют в семье стабильную обстановку чуткости, если с самого детства ребёнок чувствует, что окружающая среда враждебна и опасна, то его основным девизом по жизни станет «бей или беги». Так он будет пасовать перед каждой трудностью, в том числе и в школе.

 

Таким образом, основы психологических и эмоциональных способностей формируются у человека в раннем детстве. Поэтому ответственность за успехи школьника несут родители и воспитатели детских садов. У учителей же остаются совсем мало возможностей каким-то образом помочь детям, скорректировать этот фундамент.

 

Обстановка в школе

 

 

Школа что вторая семья: в ней так же важна внутренняя атмосфера. Если ребёнок воспринимает свой класс как стабильное и надёжное место с понятными правилами и разумной дисциплиной, где хвалят за достижения и не ругают за ошибки, то там он будет максимально использовать и развивать свой потенциал.

 

Исследования, о которых говорится в книге, показывают, что уровень мотивации учеников может меняться в зависимости от услышанных от учителя слов. Например, о способностях ребёнка. Помнится, у нас в классе при оглашении результатов за контрольные можно было часто услышать что-то вроде «У N опять два, очень слабая работа, и я даже не удивлена». Причём эти слова ещё сдабривались уничижительным взглядом.

 

Сейчас я понимаю, как сильно это могло ранить одноклассника, но тогда я об этом не задумывалась, такие фразы были нормой. «Получив от учителя послание, что неудача — это приговор на всю жизнь, отстающие ученики чаще всего бросают попытки исправить ситуацию, — поясняет Таф. — Если же ребёнок услышат, что неудача — это лишь временная заминка и даже возможность научиться чему-то новому, то это наоборот только подтолкнёт школьника с усердием продолжать работу над ошибками».

 

Пол Таф пишет, что в школах США широко развиты педагогические приёмы, продиктованные бихевиоризмом. Этот подход предполагает, что поведение человека можно корректировать путём поощрения хороших поступков и наказания за плохие. Думаю, в российских школах так же широко распространены эти взгляды. За хорошую работу — «Целую в лобик!», за плохую — двойка и вызывают родителей.

 

В книге в пух и прах раскритикованы воспитательные приёмы вроде длительного отстранения от занятий. Суровые наказания в отношении отстающих учеников с трудным детством неэффективны. Даже наоборот, они стимулируют школьников к большему отторжению школы. У детей срабатывает реакция «бей или беги». Они либо хамят учителю и устраивают демарши на глазах у всего класса, либо просто прогуливают занятия. Автор книги объясняет: то, что ребёнок огрызается, говорит лишь о том, что он не способен контролировать себя, не умеет управлять гневом. Он вовсе не хочет демонстративно унизить педагога или обидеть кого-то из одноклассников. Такое поведение является следствием «недоразвитых управляющих функций» (понимай как хочешь) в раннем детстве.

 

Что же делать

 

 

Пол Таф призывает педагогов отходить от бихевиоризма и обратиться к теории самодетерминации. Этот подход в психологии фокусируется на внутренней и внешней мотивации человека. Каждый ребёнок имеет природную склонность (то есть внутреннюю мотивацию) к учёбе. Всем детям свойственен дух творчества и любознательность. Но в какой-то момент мотивация пропадает, и детям уже не так интересно разглядывать что-то необычное под микроскопом и листать учебники.

 

Всё от того, что одним из самых широко применяемых приёмов в обучении является многократное повторение. Оно помогает лучше усваивать информацию, переводит новые знания в долгосрочную память. Но детям от этого не становится интереснее. Поэтому в учёбе и применяется внешняя мотивация: ставятся оценки, висит доска почёта, отличников отправляют на олимпиады, публично вручаются грамоты и дипломы.

 

Материальное поощрение тоже неэффективно. Как уже говорилось, в книге «Поможем ребёнку добиться успеха» приводится масса результатов исследований. Одно из них было посвящено материальной мотивации учителей и учеников. Исследование проводил преподаватель экономики Гарвардского университета Роланд Фрайер. Он затратил на стимулирование участников эксперимента ни один миллион долларов. А оказалось, что финансовое поощрение положительно действует только на отличников, то есть тех, кто и без стипендий может заставить себя хорошенько поработать.

 

Секрет успеха

 

 

Наконец, автор книги открывает завесу тайны. Мотивация учеников усилится, если учитель сможет обратить внешние мотивы во внутренние. Как это сделать? Согласно теории самодетерминации, у человека есть три базовых внутренних мотива: автономия, компетентность и взаимосвязь. Их и нужно прокачивать.

 

Автономия. Нужно дать детям возможность почувствовать, что они якобы сами делают свободный выбор. Например, решать им 10 или 15 заданий на дому. Или: писать эссе или стихотворение, и на какую тему. Когда ребёнок сам принимает решение, то приступает к выполнению заданий с рвением и интересом, чувствует большую ответственность за результат. Также автор книги советует вовлекать учеников в долгие проекты: на четверть или полугодие, чтобы они проводили продолжительную самостоятельную работу и видели, как со временем меняется их продукт.

 

Компетентность. Следует давать ученикам чуть более сложные задания для решения. Решая простые задачи, школьник не повысит свою самооценку. Постепенно повышая уровень сложности, он будет осознавать рост знаний. Хорошо давать сложные задачи малой группе, чтобы ученики могли самостоятельно искать решение вместе. Так поступают в школах Японии. В итоге дети учатся выслушивать мнения других, доносить свою точку зрения по сложным вопросам.

 

Взаимосвязь. Ученики должны чувствовать, что учителя и одноклассники любят их и уважают. Это проявляется как в речи, так и в поступках педагога. Этой теме посвящена книга «Взгляд кролика» японского писателя Кэндзиро Хайтани. В этом романе повествуется о том, как молодая учительница смогла наладить отношения с трудным первоклашкой, который не желал общаться ни с кем, кроме мух, а также помогла всему классу полюбить новенькую — девочку, отстающую в развитии. Очень советую!

 

Развитие этих трёх внутренних мотивов поможет детям с усердием заниматься менее интересными занятиями на уроках и дома. Кроме этого, такой подход поможет ученикам развить в себе такие востребованные сегодня навыки, как умение работать в команде, представлять свои идеи группе, высказываться по существу в письменной форме, конструктивно реагировать на непрекращающуюся критику. Главное — он воспитает в детях спокойное отношение к неудачам.

 

Вот, какие внутренние установки нужно поддерживать в ребёнке, чтобы посодействовать его упорству в учебе: 

 

1) я принадлежу к этому учебному сообществу;

 

2) уровень моих способностей и знаний растёт пропорционально приложенным усилиям;

 

3) здесь я могу добиться успеха; эта работа имеет ценность для меня.

 

Современным педагогам следует давать меньше письменных заданий и заданий на повторение, организовывать больше работ в малых группах с решением сложных задач, инициировать в классе дискуссии вместо традиционных лекций, задавать самостоятельные долгосрочные проекты.

 

Критерии успеха учеников

 

 

Мы привыкли судить об успехах школьников по отметкам. Но ведь это лишь степень владения тем или иным предметом. Оценить некогнитивные навыки, которые так важны в процессе постижения знаний, сложно: не существует метрик настойчивости или позитивности. С другой стороны, отметки в аттестате могут считаться косвенными оценками некогнитивных навыков, ведь для достижения постоянно высоких результатов необходимо проявлять стрессоустойчивость и упорство, выполнять скучные однотипные упражнения. Получается, что успешный ученик имеет развитую внутреннюю мотивацию, он может сам себя контролировать и настраивать на продуктивную работу.

 

Пол Таф приводит в книге результаты ещё одного интересного исследования. В распоряжение одному социологу попали списки учеников с подробными результатами их учебной деятельности за все школьные годы. Из всех данных исследователь выбрал четыре показателя: посещаемость, случаи отстранения от учебы, своевременность перехода в следующий класс и средний балл успеваемости. Затем эксперт объединил учеников по разным категориям успешности. Он также выделял преподавателей этих школьников. И оказалось, что одни учителя гарантированно повышают результаты сдачи тестов у своих учеников, а другие — гарантированно повышают некогнитивные навыки. Их ученики не пропускают уроки, не отстраняются, обязательно переходят в следующий класс.

 

Автор объясняет это тем, что учителя из второй категории создали правильную обстановку в классе: дети ощущали свою причастность, независимость и развитие. Они не пасовали перед трудностями, не ожидали немедленного вознаграждения за успех, контролировали свои эмоциональные порывы. Педагоги научили школьников принимать верные решения, и этот навык изменил их жизнь к лучшему. Такой образ мышления, или даже эффективная манера поведения, пригодится ребятам уже во взрослой жизни, когда они устроятся на работу и будут строить карьеру.

 

Ребёнку трудно приобретать некогнитивные навыки высокого уровня — стрессоустойчивость, любознательность и упорство в учёбе, если у него не развиты базовые функции, такие как способность к самоанализу и навыки взаимоотношений. Создавая в классе комфортную обстановку, где ребёнок может сконцентрироваться на собственных целях, а не ошибках, и почувствовать себя желанным, учитель может скорректировать даже травмы детства. Всё в наших руках.

 

Ирина Кучумова

 

Поможем ребёнку добиться успеха. Действенные методы и причины, по которым они работают / П. Таф. — Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2018. — 221 с.


Читайте также
ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК НАВЫК. КАК ПРОКАЧАТЬ ПЕРВОКЛАШКУ
18 сентября 2020 , 08:00
Зачем нужны домашние задания? Вовсе не для того, чтобы мучить школьников и их родителей. Каким навыкам они обучают ребёнка и как справляться с уроками самостоятельно в своей книге рассказывает российский рекордсмен по тиражу изданных учебников и учебных пособий.
Подробнее
КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ ПОБОРОТЬ ПРОКРАСТИНАЦИЮ
7 сентября 2020 , 06:45
Оказывается, прокрастинация — это привычка. И она может появиться уже в школьном возрасте, затем закрепиться и остаться с человеком на всю жизнь. Родитель может помочь ребёнку разобраться с её причинами и научить его есть лягушек.
Подробнее
ВАЖНОЕ/НЕВАЖНОЕ: КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА РАССТАВЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ
31 августа 2020 , 09:10
Любой учитель считает свой предмет важным. Об этом он говорит каждый раз, когда ученики плохо приготовили уроки или неудовлетворительно написали контрольные. Педагога понять можно: он любит свой предмет. Да и чисто теоретически любое знание может пригодиться в жизни. А вот как быть школьникам, у которых полный завал домашних заданий по самым важным предметам?
Подробнее