КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ ПОБОРОТЬ ПРОКРАСТИНАЦИЮ

7 сентября 2020 , 06:45

Многих родителей может раздражать привычка ребёнка дотягивать решение важных и срочных дел до последнего. «Ну что ты слоняешься? Сел бы уже и доделал уроки» — умоляет взволнованная мама. «Ага, только с собакой погуляю и сяду», — отвечает сын. Ребёнок может даже начать прибираться в комнате, лишь бы не садиться за сочинение по литературе. Это, конечно, может вызвать двойственное чувство у родителя, но всё-таки с этим нужно что-то делать.

 

Не стоит думать, что ребёнок пытается таким образом позлить взрослого. На самом деле он и сам очень страдает. Не решаясь приступить к сложному заданию, школьник сам грызёт себя изнутри. Он жалеет, что не начал подготовку раньше, волнуется, получится ли сделать всё как следует, ругает себя и божится, что в следующий раз всё сделает вовремя. Но потом всё повторяется снова, потому что привычка так и осталась не откорректированной. Как в этом случае может помочь родитель? Советы будем искать в книге профессора Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей».

 

Ищем причины промедления

 

Нельзя путать предлоги с причинами промедления. Предлогом может быть любое оправдание ребёнка, например, «я совсем забыл, что нужно приготовить проектное здание уже к следующему уроку», «у меня много дел, я не успеваю», «чтобы написать сочинение, мне нужно хорошенько подготовиться: перечитать эту поэму и почитать примеры других сочинений… но у меня нет на это времени». Это лишь отговорки. Не стоит тратить на них силы.

 

Психологи выделяют три основные причины промедлений: боязнь провала, боязнь успеха и перфекционизм. В первом случае ребёнок, не уверенный в собственных силах, предвещая тройку за тест, решает сильно не стараться, а то будет обидно за зря потраченные силы на подготовку. Во втором случае ему не хочется разгребать последствия успешно пройденной олимпиады: придётся месяц писать исследовательскую работу в сцепке с учительницей. В третьем случае у школьника наблюдаются завышенные требования к себе, он боится не оправдать собственных ожиданий, а, может, и ожиданий учителя и родителей.

 

Если дело в слабом понимании предмета, нужно подумать, как его подтянуть, или, если это не самый важный предмет, объяснить, что не стоит переживать из-за низкой оценки. Если ребёнок боится, что «билет» на российский тур олимпиады обеспечит его массой дополнительных забот, нужно объяснить, что подготовка к ней не сильно скажется на качестве отдыха. Если ребёнок перфекционист, нужно научить его расставлять приоритеты и больше ценить процесс, а не результат.

 

Кроме вышеуказанных трёх причин есть и другие. Например, дотягивая с выполнением домашних дел до последнего, ребёнок надеется, что эти обязанности выполнят за него другие. Или ему очень нравится тот драйв, который он испытывает готовясь ночью к экзамену. Или что он не хочет превратиться в трудоголика, или предпочитает делать всё самостоятельно. В научной работе Натальи Шуховой «Организация времени старшеклассника» приводятся контраргументы к этим убеждениям.

 

Лечим мультперсонажей

 

Разговор насчёт причин прокрастинации должен проходить тактично и деликатно. Никому не нравится обсуждать собственные недостатки, которые, тем более, и без того глубоко ранят. Поэтому Марианна Лукашенко советует начать беседу с обсуждения литературных героев. Например, есть стихотворение Агнии Барто «Отложу на потом». Ещё можно поднять классику мультфильмов и вспомнить Гомера Симпсона, кота Гарфилда, Снупи, Лентяя из Смурфиков, Принцессу Пупырчатого королевства, Вовку в Тридевятом Царстве, Нехочуху… Постарайтесь побыть психологами и вместе найти причины лени этих героев. А затем договоритесь в течение недели отмечать моменты, когда вам что-то совсем не хочется делать и почему. Так ребёнок увидит, что и взрослые страдают от той же проблемы, но стараются с ней справиться.

 

Шоколадный слон

 

 

Говорят, что со сложными делами справиться легче, если разделить их на более мелкие и выполнять постепенно. Во «взрослом» тайм-менеджменте большие задачи принято называть боевыми слонами. Их призывают делить на бифштексы, то есть на маленькие задачи, которые не пугают своим масштабом, но при этом будут приближать команду к цели.

 

У школьников тоже бывают слоны. Например, переход в новую школу, олимпиада, сдача ОГЭ и ЕГЭ, поступление в вуз. Только вот детям нельзя рассказывать про нарезание слона на куски. Лучше представить большие задачи в виде шоколадного слона в натуральную величину, которого можно разделить на дольки. Эти дольки должны быть адекватной величины, не слишком большими, не слишком маленькими. Такими, чтобы за оставшееся время до дня икс из них можно было сложить это самое крупное наземное животное.

 

 

Например, можно вместе с ребёнком представить, что подготовка к экзамену по английскому, который случится через месяц, — это шоколадный слон. Можно разделить его на 30 частей, тогда школьнику нужно будет ежедневно выполнять 1-2 маленьких упражнения или заучивать одно-два слова или выражения. Это как-то мелковато. Можно разделить его на четыре части, тогда придётся в выходные штудировать целый тематический блок, что весьма трудоёмко. Поэтому нужно нечто среднее. Например, раз в три дня учить по 10 слов. Так подготовка к важному делу органично впишется в нагрузку к остальным делам.

 

Важное правило: шоколадные дольки нужно есть в соответствии с выбранной регулярностью. Нельзя, например, сразу съесть всего слона — так ребёнок перетрудиться, у него не останется сил на другие задачи. Нельзя съесть меньше определённой дозы, так теряется ритм.

 

Метод швейцарского сыра

 

 

Другой способ расправиться со сложной задачей — представить её в форме большой головки сыра. Затем найти в ней самые вкусные места, то есть те задачи, которыми было бы интересно и приятно заняться. С них и начать. А потом постепенно передвигаться к новым сырным местам.

 

Когда мы начинаем большое дело с лёгкого и приятного задания, то испытываем в процессе чувство радости и энтузиазма. Это в нашем мозгу выделяется гормон счастья, который вознаграждает нас за выполненную работу. Такой дозы гормона может хватить на несколько задач. Поэтому, сделав что-то небольшое, мы готовы продвигаться дальше и приступать к менее интересным задачам.

 

 

Возможно, ребёнку не стоит решать задачки по геометрии одну за другой. Он может посмотреть на задачник и оценить, о чём примерно каждая задача, а потом решить, какая из них легче для него и приступить к ней. Например, можно начать с задач с иллюстрациями. А потом, погрузившись в тему, выполнить все остальные.

 

Есть лягушек

 

 

Школьник знает, какой из предметов для него самый сложный и неприятный. Домашние задания именно по этой дисциплине делаются в последнюю очередь. Если вообще делаются. Ребёнок носит этот груз на душе, предвкушая процесс решения уравнений по химии. Таким образом он растягивает неприятные ощущения. Даже выполняя вполне сносные упражнения по русскому языку, он думает о том, что опять ничего не поймёт по химии и придётся просить помощи у уставших родителей или впопыхах списывать на перемене домашку у одноклассника. Эти мысли плохо влияют на общий моральный фон, поэтому нужно объяснить ребёнку, что самая неприятная задача имеет самый высокий приоритет. Её нужно выполнять в первую очередь, чтобы не портить себе настроение на весь день.

 

Нужно объяснить, что с неприятными задачами встречаются и взрослые, и дети. Рассказать о собственном опыте, что не нравится делать именно вам, но вы всё-таки быстро справляетесь с нелюбимым делом и переходите к другим, более приятным. Это не обязательно должно быть что-то сложное. Даже какая-то пустяковая задача может выводить из равновесия и портить настроение. Кому-то не нравится варить каши по утрам, гладить или менять постельное бельё, мыть обувь, принимать лекарства, сдавать кровь, ходить на почту, оплачивать штрафы. Так ребёнок поймёт, что не один он сталкивается с неприятными обязательствами. В деловой среде их называют «лягушками». Они мокрые и склизкие, никому бы не захотелось съесть такую. Поэтому эксперты по тайм-менеджменту называют такой подход «съесть лягушку»: раз и всё.

 

 

Поедание лягушек должно вознаграждаться. Придумайте адекватный способ поощрения за выполнение неприятного дела. Это не обязательно должно быть чем-то материальным и исходить от родителя. Например, можно посмотреть очередную серию, поболтать с другом, поиграть на компьютере, только недолго. Нужно как-то успокоить нервную систему, но, главное, не переусердствовать. Также можно ограничить продолжительность выполнения неприятного дела. Например, можно выполнять нелюбимую медицинскую процедуру (лежать с озокеритом, сидеть с ингалятором) за минимально допустимое время. А ещё лучше подумать, можно ли вообще отказаться от данного занятия.

 

Используя данные техники, ребёнок научится легко, без душевных терзаний справляться со сложными, трудными, долгосрочными и неприятными делами. Он не будет ругать себя за в очередной раз невыполненное задание, не впадёт в состояние вечного прокрастинатора, он будет всегда готов к встрече с лягушками и большими слонами.

 

Ирина Кучумова

 

Источник: Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей / Марианна Лукашенко. — 6-е изд. — Альпина Паблишер, 2018. — 296 с.


Читайте также
ВАЖНОЕ/НЕВАЖНОЕ: КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА РАССТАВЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ
31 августа 2020 , 09:10
Любой учитель считает свой предмет важным. Об этом он говорит каждый раз, когда ученики плохо приготовили уроки или неудовлетворительно написали контрольные. Педагога понять можно: он любит свой предмет. Да и чисто теоретически любое знание может пригодиться в жизни. А вот как быть школьникам, у которых полный завал домашних заданий по самым важным предметам?
Подробнее
СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ, КОГО ЖДЁТ ТВОРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ
15 июня 2020 , 05:31
Мечтаешь стать дизайнером, писателем, искусствоведом, актёром, музыкантом?.. Творческие профессии ассоциируется со свободой от офисных ограничений, глупых коллег, рутинных заданий. Кажется, с такой работой ты никогда не заскучаешь, каждый день будешь черпать вдохновение из нестандартного окружения. Но это не совсем так.
Подробнее
7 НЕОЧЕВИДНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ДУХА
8 июня 2020 , 08:45
Молодые предприниматели Мартин Бьяуго и Джордан Милн провели несколько лет путешествуя по миру. Они общались с успешными бизнесменами, пытаясь узнать, как тем удаётся найти баланс в жизни. Они назвали это «двойной оптимум», когда ты счастлив с семьей и успешен в бизнесе. Результаты своих встреч они облекли в книгу «Меньше, но лучше: Работать надо не 12 часов, а головой». В материале приведены самые необычные навыки, способные сделать нас счастливее.
Подробнее