ВАЖНОЕ/НЕВАЖНОЕ: КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА РАССТАВЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ

31 августа 2020 , 09:10

 

Любой учитель считает свой предмет важным. Об этом он говорит каждый раз, когда ученики плохо приготовили уроки или неудовлетворительно написали контрольные. Педагога понять можно: он любит свой предмет. Да и чисто теоретически любое знание может пригодиться в жизни. А вот как быть школьникам, у которых полный завал домашних заданий по самым важным предметам?

 

Нужно признать, что получить золотую медаль без невротических последствий ребёнку трудно. Всё-таки стоит определиться: по каким предметам нужно стараться больше, а по каким не то чтобы меньше, но хотя бы не так сильно расстраиваться, не получив пятёрку.

 

Приоритеты задач. Общие положения

 

Кроме школьных заданий есть и домашние дела. Некоторые дети охотно помогают родителям по хозяйству: могут сходить в магазин, прибраться, погулять с собакой, позаниматься с младшими. Здесь тоже нужно расставить приоритеты. Что важнее: сходить в аптеку за лекарством для бабушки или дочитать до конца заданную поэму? Доктор экономических наук, профессор Марианна Лукашенко, автор книги «Тайм-менеджмент для детей» предлагает несколько несложных техник для определения приоритетов.

  

В каждой семье следует обсудить и договориться, какие задачи считаются важными, а какие могут подождать и быть отложенным на потом. Если раньше взрослые сами додумывались до этого, набивая себе шишки за не вовремя сданные проекты или поздно начатое лечение, то теперь мы можем передать свою мудрость детям.

 

Вот, как определяет приоритеты Марианна Лукашенко.

1. Жизнь и здоровье человека. Если кому-то из близких стало плохо, нужно отбросить все дела и прийти на помощь: вызвать скорую, побыть рядом, сбегать за лекарствами.

2. Достижение важных целей. Если на носу — поступление в вуз, соревнования международного уровня, отчётный концерт, олимпиада, поход — мероприятия, которые будут иметь большое влияние на будущее ребёнка, значит, все силы нужно направить на подготовку к ним.

3. Семейные ценности. Когда родные просят ребёнка помочь в уборке, поливе цветов, ремонте, уходе за близкими.

4. Не подводить других людей. Например, когда ребёнок участвует в групповом проекте, он не должен подводить свою команду. Нужно вовремя выполнять свою часть работы.

5. От выполнения этого дела зависят другие дела. Например, если не собрать в парке жёлуди и красивые кленовые листья, то не получится сделать поделку к завтрашнему дню.

6. Кто попросил. Например, для ребёнка большим авторитетом обладает тренер по баскетболу. И когда он попросил подыскать для него в интернете информацию об одной хорватской команде на английском, то не стоит его подводить.

7. А потом — всё остальное, на своё усмотрение.

Разумеется, семья может пересмотреть приоритеты и поменять пару пунктов местами.

А теперь, раскрывая техники расстановки приоритетов, мы будем ранжировать только учебные задачи.

 

Ключевое, обязательное, неважное

 

Это самый простой способ определить, что делать вначале, а что потом. Единственное, что для этого требуется, — написать список дел. Необязательно соблюдать здесь принцип важности, можно писать всё подряд. Затем нужно определить, какие дела тут

важные (с учётом ключевой цели, чаще всего это поступление в вуз), а какие нет. Ключевые дела совершаем в первую очередь (делаем домашнее задание по предметам ЕГЭ), затем обязательные (домашняя работа по остальным предметам), а в конце —всякое пустяковое (звоним друзьям, смотрим блоги, гуляем).

 

Метод пузырьков

 

Он похож на предыдущий способ тем, что в его основе тоже лежит сравнение. Нужно брать пары дел из общего списка и сопоставлять их. Например, что важнее: приготовить свой предмет ЕГЭ или нарисовать к изо автопортрет? Предмет ЕГЭ важнее, значит, его делаем в первую очередь. Что важнее: нарисовать автопортрет или посмотреть клипы на французском языке? Например, клипы важнее. Значит, смотрим их во вторую очередь. А потом переходим к автопортрету. Главное здесь — небольшое количество задач.

 

Матрица генерала Эйзенхауера

 

Звучит мощно, но всё не так страшно. Я узнала об этом принципе в 30 лет. Будет здорово, если дети постигнут его в 12. Это точно поможет им отделить зёрна от плевел.

  

Эта матрица 2х2. В ней дела ранжируются по степени важности и срочности. Главное — понять, что такое важность и срочность. Часто эти два понятия используют как синонимы. Важность — это снова про ключевую цель. Это те задачи, от успешного выполнения которых будут зависеть будущие успехи и развитие потенциала ребёнка. Опять же вспомним учителя химии, для которого его предмет самый важный, но для ученика, поступающего на экономический, — нет. Срочные дела, это не те, у которых есть срок, а те, от невыполнения которых будут неприятные или непреодолимые последствия. Кормление попугая не поможет школьнику поступить на филологический. Но, если его не покормить, он может погибнуть. Значит, это срочное, но неважное с точки зрения ключевой цели ребёнка дело.

 

1. Сначала делаются срочные и важные дела (выполнение заданий по предметам ЕГЭ, подготовка к завтрашним контрольным).

2. Затем важные и несрочные. К этим задачам относятся проактивные дела. Например, репетитор задаёт на неделю решить 200 задач. Если школьник обязательно будет делать по 40 задач в день, то за пять дней легко осилит весь объём. Если же он будет делать это срочное задание накануне, то определённо сильно устанет под конец. То есть на втором месте будет стоять подготовка к важным и сложным задачам, срок которых наступит через несколько дней. Делим их объём на несколько частей и ежедневно с ними разделываемся.

3. Потом делаем срочные, но неважные дела. Те, забыв сделать которые, мы будем ощущать некоторый дискомфорт, но в МГУ всё равно поступим. Например, если ребёнок впопыхах перед выходом забудет положить в рюкзак натюрморт, который сох на подоконнике, придётся объясняться с учителем изо, поэтому лучше положить рисунок загодя. То же относится к стирке физкультурной формы. Если грязную футболку с прошлого урока постирать слишком поздно, она не успеет высохнуть. Придётся идти в чём-то другом и снова объясняться.

4. На четвёртом месте — остатки дел. Чаще всего это, как ни странно, самые приятные занятия, вроде заполнения анкет или дневника, чтение, оформление плаката.

 

Рейтинг предметов

  

Чтобы не заниматься ежедневным сопоставлением важности, можно раз и навсегда составить рейтинг школьных предметов. Их нужно разделить на три категории: первостепенные (предметы ЕГЭ, по ним нужны только пятёрки), затем те, что хорошо и легко идут, интересные предметы (будем стараться получать пятёрки и четвёрки). Третья категория — это те предметы, которые у ребёнка никак не идут, да и не так жизненно важны (как бы на этот счёт не высказывался учитель химии). Да, нужно стараться разобраться в нюансах реакций окисления, но если за проверочную получишь тройку, то не нужно из-за этого лезть на стены. Родителям тоже.

 


Родителю следует как можно раньше объяснить ребёнку, что дела имеют разные приоритеты. Нужно вместе обсудить, что следует делать в первую очередь, а что можно оставить на потом. Если у ребёнка уже прослеживается ключевая цель, нужно помочь ему осознать, какие задачи будут приближать его к её достижению, а какие — лишь тратить его ресурсы.


 

Ирина Кучумова

 

Источник: Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей / Марианна Лукашенко. — 6-е изд. — Альпина Паблишер, 20


Читайте также
КАК ВСЁ УСПЕВАТЬ В ШКОЛЕ? СОВЕТЫ ПО ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАШЕК И НЕ ТОЛЬКО
24 августа 2020 , 14:00
Как в школу поступишь, так и проучишься в ней до окончания. Важно, чтобы первый класс удался на славу. Так у первоклашки будет формироваться высокая самооценка, он будет с радостью ходить на уроки, создаст себе правильную репутацию.
Подробнее
ПЯТЬ ФРАЗ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ РЕБЁНКУ
17 августа 2020 , 17:39
Иногда с языка родителя срываются такие слова, за которые сразу становится не по себе — понимаешь, что вспылил. А вот некоторые умозаключения с виду не кажутся опасными, хотя также оказывают токсичный эффект на ребёнка. Какие именно? Об этом ровно 40 лет назад написали две рачительные родительницы Адель Фабер и Элейн Мазлиш.
Подробнее
ЛАЙФХАКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩЕЙ МАМЫ ОТ ЛЮДМИЛЫ ПЕТРАНОВСКОЙ
20 июля 2020 , 08:49
Комплекс работающей мамы — реальный термин, используемый психологами. Хроническое чувство вины испытывают многие женщины. И оно особенно обостряется, когда дело касается выхода на работу и отправки ребёнка в садик. Что об этом думает известный психолог-педагог Людмила Петрановская, читайте в статье.
Подробнее