КАК ВСЁ УСПЕВАТЬ В ШКОЛЕ? СОВЕТЫ ПО ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАШЕК И НЕ ТОЛЬКО
Как в школу поступишь, так и проучишься в ней до окончания. Важно, чтобы первый класс удался на славу. Так у первоклашки будет формироваться высокая самооценка, он будет с радостью ходить на уроки, создаст себе правильную репутацию.
Взяв в руки книгу «Тайм-менеджмент для детей», я подумала, что там будет про списки и будильники, но нет. Оказалось, что основой «успевания всего» для ребёнка является чёткое понимание своих жизненных целей и знание того, как бороться с помехами. Как доктор экономических наук, профессор Марианна Лукашенко предлагает помочь первоклашкам определиться с приоритетами?
Общие правила для родителей
1. Начни с себя. Требовать от ребёнка следовать постулатам тайм-менеджмента несправедливо, если родитель сам не силён в данных практиках. Поэтому если вы опаздываете, устаёте и недосыпаете, начните работу над собой, а затем переключайтесь на ребёнка. А еще лучше признаться дитю в своём несовершенстве и начать совместное самосовершенствование (именно в этом формате написана книга М. Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника»).
2. Потихоньку-помаленьку. Книга — да и интернет — предлагают множество техник и лайфхаков. Не стоит пробовать всё чохом, лучше исследовать их один за другим, прислушиваясь к ощущениям и подмечая результаты.
3. Только позитив! Относитесь к этому делу, как к приятному времяпрепровождению: не ругайте ребёнка, не высмеивайте его идеи, не навязывайте собственные цели и ценности. Обучение должно быть ребёнку в радость.
Если вы полностью согласны и принимаете данные правила, тогда приступим к обзору практик.
Мировой опыт
Марианна Лукашенко советует подкреплять личный опыт мировым. Например, обсуждать с ребёнком истории известных, успешных людей: как они определяли свои задачи и выполняли их, несмотря на сложности. В помощь — фильмы о целеполагании: «Мирный воин» (2006), «Трасса 60» (2002), «Маленькая мисс Счастье» (2006), «Золотые руки. История Бена Карсона» (2009), «Заплати другому» (2000). Главное — не переусердствовать, чтобы не отбить желание ребёнка обсуждать эту тему. Можно пробовать искать эти смыслы в мультиках, которые уже давно стали фаворитами у ребёнка. Редко в каком мультике герои не преодолевают препятствия.
Если родитель разучился мечтать, то ему помогут книги-бестселлеры: Барбара Шер «О чём мечтать», «Мечтать не вредно» и «Давно пора», Эль Луна «Между надо и хочу», Беверли Бэтчел «Чего ты по-настоящему хочешь».
Переименование
Этот необычный психологический способ позволит ребёнку изменить своё отношение к событиям, людям и самому себе. Его суть в том, чтобы придумывать тому, что его беспокоит, новое, позитивное имя. Например, если первоклашке не нравятся обеды в школе, пусть называет столовую Местом, В Котором Вкусно Кормят; если его беспокоит сосед по парте, пусть называет его Мальчик, Который Мне Улыбается, нелюбимый урок можно называть Уроком, Где Мне Интересно. Также он может применить эту технику к себе и называть себя Тем, Кому Всегда Везёт, если его беспокоит его удачливость. Мифологическое мышление ребёнка поможет ему видеть действительность под более позитивным ракурсом и затем поспособствует изменению отношения к проблеме. Это поможет поверить в себя. Разумеется, такие имена на людях лучше произносить про себя, а вслух — только среди посвященных.
Учимся планировать день
Как правило, в первом классе учителя не перегружают детей, не задают домашних заданий — ребятам пока нужно приноровиться к учебному процессу. И всё же у школьников появляются регулярные задачи: нужно просыпаться вовремя, завтракать и собираться по секундомеру, спешить в школу, не отвлекаться на уроках, усваивать материалы и выполнять упражнения, планировать свой досуг после школы, собирать рюкзак. Так у ребёнка постепенно формируется понимание технологии планирования времени и сил. Хорошо бы, если первоклашка делал всё это самостоятельно, с минимальным участием взрослых. Профессор рекомендует родителям репетировать планирование дня на субботах, когда, вроде, день свободный, но всё же в нём могут присутствовать секции, зоопарки и гости.
Вот, какие вопросы следует задать ребёнку перед началом планирования предстоящего выходного:
1. Есть ли у тебя завтра учебные мероприятия? Нужно ли готовиться к контрольным и важным мероприятиям в понедельник?
2. Есть ли у тебя обязанности по дому? Чем ты можешь помочь родителям?
3. Чем бы ты хотел заняться в свободное время?
4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия?
Запиши план в ежедневник. Оставь время для незапланированных дел. После выполнения дела ставь «+». Проанализируй вечером, что ты успел сделать, а что — нет, и почему.
На первых порах следует помогать ребёнку составлять адекватные планы на день, чтобы из-за разочарований от невыполнения он не бросил эту затею.
Интеллект-карта
Это такой визуальный способ отражения индивидуального хода мыслей. С её помощью первоклашке будет легче представить варианты решения проблемы. Например, как быстрее собираться в школу или делать домашнее задание. В центре листа записываем проблему: как самому сделать себе завтрак? Обводим её в овал или прямоугольник. Обсудите варианты: развести какао в молоке; сделать бутерброд; съесть творожок или йогурт; смешать с молоком сухие завтраки; разогреть вчерашний обед… Если ребёнок предлагает нереальные на ваш взгляд варианты, не критикуйте их, записывайте, обсудите целесообразность эскимо на завтрак в конце мозгового штурма. Выпишите на интеллект-карту понравившиеся вам обоим варианты вокруг главного вопроса. Далее вокруг каждого пункта мы можем добавить что-то важное. Например, накидать варианты простых рецептов бутербродов, с чем можно смешать сухой завтрак, сколько нужно греть молоко в микроволновке. Эта информация располагается вокруг пункта. Карту обязательно нужно оформить иллюстрациями, картинками, вырезками, наклейками, чтобы она притягивала взгляд. Карту можно делать в бумажном или цифровом варианте, используя специальные приложения.
Таким способом ребёнок может искать решения любых проблем: как отпраздновать день рождения, куда пойти в выходные, какие бывают хобби, домашние животные и т. д. Говорят, нарисуй проблему и увидишь решение. Интеллект-карта поможет ребёнку правильно ставить вопрос и добиваться задуманного.
Если родителю хочется использовать интеллект-карты для решения собственных задач, то на эту тему можно прочитать книгу Сергея Бехтерева «Майнд-менеджмент».
Отказываться от лишнего и дурного
Некоторые дети подходят к первому классу с пустым багажом занятости, а другие — уже давно и серьёзно занимаются в нескольких секциях. Они не имеют шансов погулять после школы, так как надо ехать к логопеду или в школу верховой езды, а вечером у них танцы. Таким детишкам нужно научиться говорить «нет» заманчивым предложениям одноклассников прийти в гости или сходить на классную детскую площадку.
Профессор советует сразу объяснить ребёнку, что в отказе нет ничего предосудительного, что он не должен испытывать чувства вины или стыд, если для отказа есть веские причины. Таким образом первоклассник научится делать выбор, куда лучше пойти, на что потратить время, чему уделить больше внимания. Нужно объяснить, что если он нарушит свой план и вместо выполнения домашнего задания (или других важных обязательств) дольше погуляет или сходит в гости, то тогда ему придётся сидеть над учебниками вечером, вместо того, чтобы как обычно играть с папой в настольные игры. Но он вправе принять любое решение и взять на себя ответственность за последствия.
Если говорить о самых разных дурных предложениях (прыгать с гаражей, взорвать петарду), то уметь заявить твёрдое «нет» хорошо бы каждому ребёнку. Педагог-психолог Анна Московичева советует тренировать это перед зеркалом. С чем более уверенным и бескомпромиссным видом школьник будет говорить «нет» («я не хочу», «мне это не интересно», «я в этом не буду участвовать»), тем меньше вопросов ему будут задавать приятели. А причину объяснять даже и не обязательно: это может сойти за оправдание и вызвать дискуссию, в ходе которой силы зла и коллективизма возобладают.
Таким образом, как только ребёнок почувствует, что ему предлагают что-то сомнительное, что помешает ему идти по намеченному плану или к цели, он должен уметь твёрдо и спокойно отказываться. Психолог советует потренироваться дома сначала на абсурдных предложениях. Например, мама может предложить ребёнку пойти завтра на работу вместо неё, или съесть целую кастрюлю нелюбимого блюда, или выйти на улицу в смешном костюме. Затем пусть ребёнок попросит родителя о чём-то несуразном, а вы корректно откажитесь. Потом можно обсудить, сталкивался ли ребёнок с неприятными просьбами в школе или интернете, что он при этом чувствовал, как принимал решение.
Ребёнку должно быть комфортно и интересно в школе. Для этого ему нужно помочь мыслить логически, эффективно работать с информацией, развивать его фантазию и творчество, учить ставить цели и планировать дела. Тогда учёба будет в радость!
Ирина Кучумова
Источник: Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей / Марианна Лукашенко. — 6-е изд. — Альпина Паблишер, 2018. — 296 с.