ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК НАВЫК. КАК ПРОКАЧАТЬ ПЕРВОКЛАШКУ
Будучи школьницей, я не задумывалась, зачем нам задают домашние задания. Просто делала и всё. Мне нравилось учиться, многое давалось легко, никто не заставлял меня сидеть над учебниками и не проверял домашние задания и дневники. Всё шло своим чередом. А сейчас, когда у меня появился собственный будущий школьник, я заинтересовалась этим вопросом. Вдруг у дочери всё пойдёт не так гладко, к чему быть готовой? Можно ли как-то настроить ребёнка на школьный быт? Что изменилось за последние 20 лет в подходах к обучению детей? Решила методически подготовиться.
Мне в руки попалась книга Ольги Узоровой и Елены Нефёдовой «Караул, домашняя работа!» (2019, Москва: Клевер-Медиа-Групп). Имена авторов мне были ранее не известны. Но потом оказалось, что одна из них — Ольга Узорова (http://uzorova-nefedova.ru/) — в 2020 году стала рекордсменом Книги Рекордов России, как автор наибольшего тиража учебников и учебных пособий для дошкольного и школьного образования за 20 лет в России — 54 593 930 экземпляров. Ольга Васильевна выпускает учебники по русскому языку, литературе, чтению и математике с 1 по 11 класс, а также материалы для дошколят, педагогов и родителей. Кому как не ей знать, чего ожидают от детей учителя и каким образом видят методисты идеальный вариант выполнения домашнего задания.
Книга «Караул, домашняя работа!» тоненькая (всего 95 страниц) и наполовину состоит из остроумных иллюстраций. Она раскрывает основные вопросы о домашней работе в начальной школе. Полкниги содержит ответы на самые распространённые вопросы и жалобы родителей, а остальное — это повторение пройденного, пошаговые памятки для школьников на все случаи жизни и мастер-класс о том же. Прочитав трижды одни и те же советы в разных формулировках, каждый родитель должен будет уяснить, что ни один ребёнок не виноват в своих проблемах с выполнением домашнего задания.
Тогда кто виноват, если у первоклашки не получается?
Если послушать радиоэфиры популярных психологов, получается, что родители совершенно не должны лезть в учебные дела детей. Это поможет взрослым не ворошить свою тревожность, не проецировать на детей собственный перфекционизм и трудоголизм, несбывшиеся мечты. От неуспехов детей в школе не должна страдать самооценка родителей. Если почитать труды педагогов, получается, что на родителей всё-таки накладываются обязательства. Некоторые учителя с упрёком пишут о родителях, которые слишком устали и не интересуются успехами детей. Что об этом пишет методист Ольга Узорова?
Она полностью «освобождает» родителей от выполнения домашних работ и даже настаивает на том, чтобы школьник садился за учебники самостоятельно. Однако автор награждает родителя функцией контроля. Ольга Васильевна уверена, ребёнок ни в чём не виноват, его просто не научили правильно выполнять домашнюю работу. Поэтому она против торжественных заявлений вроде «Ты теперь взрослый, разбирайся сам». Любого школьника можно обучить методикам выполнения письменных и устных домашних заданий, всего раз или два сев вместе за тетради и учебники. Она разработала памятки для всех типов заданий, даже для заучивания стихотворений. Если бы я её увидела в свои школьные годы, уверена, у меня было бы меньше троек по литературе.
От функции контроля можно отойти, если ребёнок уже полгода без напоминаний садится за уроки и выполняет их без ошибок и помарок.
Чем помочь, если не понятно?
Если ребёнок обратился к вам за помощью, не нужно: 1) искать решение в интернете; 2) искать собственные пути решения; 3) вспоминать, как это решали в ваши школьные годы. От этого в голове у школьника будет только путаница. Нужно придерживаться метода, которому учит учитель на уроке. А ещё у ребёнка может возникнуть неконструктивная идея: зачем работать в классе, если мама поможет во всём разобраться?
Как надо делать. Нужно открыть параграф, найти правило, посмотреть в тетради, как решались аналогичные примеры в классе, и попытаться решить так же домашние задания. А вообще нужно выработать правило: если что-то непонятно, нужно обратиться к учителю. При таком подходе у ребёнка будут правильно распределены роли: учитель — источник знаний, родитель — наставник, ментор.
Ольга Узорова советует родителям приучить одноклассников обсуждать ход выполнения домашнего задания друг с другом. Кто сколько времени на это тратит, в какой последовательности выполняет задания, кому что даётся легко или сложно. Так, дети будут относиться к домашним урокам как к навыку, как, например, к умению кататься на велосипеде или играть на гитаре. А не как к обузе.
Зачем нужна домашка?
В школьные годы мне казалось, что наша цель — пройти все учебники от корки до корки. Вот нам и задают домашние задания: половину мы делаем в школе, половину дома. Эта тонюсенькая книга перевернула мой мир.
Оказалось, что домашняя работа нужна для переноса информации из оперативной памяти в долгую. Мол, за 40 минут урока новые знания остаются лишь «на поверхности», поэтому требуется подмога. Именно в этот же день, спустя примерно пять часов, необходимо закрепить материал. И ребёнок должен сделать это именно самостоятельно. Ему следует взять дневник, посмотреть, что задано, вспомнить, о чём был прошлый урок, поглядеть на задания в учебнике, открыть тетрадь и найти в ней то, как эти задания решались на уроке, а потом по аналогии выполнить новые.
Только через самостоятельное повторение материала новые знания перейдут в долговременную память. Лучшему запоминанию информации в классе может помочь активная работа на уроке. Нужно отвечать на вопросы учителя, выходить к доске, выступать с докладами — так к визуальному запоминанию того, что было написано на доске и в тетради, подключается аудиальный и кинетический виды памяти. «Аудиозапись» своего ответа на уроке в памяти и физические ощущения от выступления сделают воспоминания сильнее, это поспособствует усвоению новых правил и теорем.
Как подготовить ребёнка к школе?
При таком понимании цели домашнего задания получается, что самое главное в подготовке малыша к первому классу — это тренировка его самостоятельности. В первую очередь это развитие навыков самообслуживания. Помогая по хозяйству, ребёнок видит последствия своих действий, узнает свои возможности. Очень важно повышать самооценку дошкольника: хвалить за достижения и не ругать за ошибки. Это поможет ему справиться со страхом перед неизведанным.
Кроме этого, Ольга Узорова советует максимально развивать воображение, речь и внимание — это будет стимулировать развитие разных видов памяти. Сначала мне было не понятно, почему автор советует зачитывать задания из дневника и учебника вслух. Оказалось, это нужно для подключения аудиальной памяти: пока уши слушают формулировки, мозг ищет в памяти нужную информацию. Просто гениально.
Как в идеале должно выполняться домашнее задание?
1. В классе школьник записывает домашнее задание и комментарии к нему от учителя.
2. Дома самостоятельно садится за выполнение (без уговоров и уловок взрослых). Делает всё правильно и аккуратно.
3. Проводит самопроверку сделанных уроков.
4. На всё домашнее задание затрачивает не больше часа-двух.
Мне понравилась идея автора книги о том, что ребёнок должен любоваться своим домашним заданием: настолько аккуратно, с интересом и любовью следует подходить к этому делу.
Тайм-менеджмент для первоклашки
Автор даёт советы, как приучить ребёнка к самостоятельности.
1. Нужно садиться за уроки в одно и тоже время — так привычка выработается и закрепиться быстрее.
2. Рабочий стол должен быть пустым: только письменные принадлежности, лампа и подставка для учебника. Ничто не должно отвлекать внимание ребёнка.
3. Нужно пресекать все «хочу». Сначала уроки, а потом яблоко, попить, посмотреть мультики, поиграть.
4. Надо прикинуть, сколько времени потребуется на выполнение одной задачи или всех заданий по предмету. Написать это время карандашом на полях. Взять песочные часы нужного номинала и запустить их. Можно также использовать таймер или будильник. Так на уроки не будет уходить больше времени, чем планировалось.
5. Лучше чередовать устные и письменные задания, вычислительные и творческие, чтобы мозг работал сбалансированно, не перегружался.
6. В доме нужна особенная атмосфера рабочего энтузиазма. Взрослым не надо жаловаться на свою работу, что она неинтересная и не приносит удовольствия. Упадническое настроение может передаться детям.
7. Научите ребёнка изначально планировать свою работу. Спрашивайте ненавязчиво: чем ты займёшься сначала, сколько примеров надо сделать, как долго будешь их решать? Давай попробуем поставить таймер. Как думаешь, уложишься в три минуты? А обогнать песочные часы сможешь?
8. Творческие работы, сочинения, заучивание стихотворений лучше начинать заранее, а не накануне сдачи.
Ирина Кучумова
Источник: Караул, домашняя работа! / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — Москва: Клевер-Медиа Групп, 2019. — 95 с.: ил. — (Жизненные навыки. Книги для родителей)