«ТРАДИЦИИ СИЛЬНЫЕ, А ИННОВАЦИИ ОГНЕННЫЕ»
МАОУ «СОШ №22 с углубленным изучением иностранных языков» закрепила за собой звание хранительницы традиций с богатой историей и развитой внутренней культурой. В этом году школу можно поздравить ещё и с капитальным ремонтом: возвращаться в родные обновлённые классы было волнительно не только ученикам, но и всему педагогическому коллективу. Какие изменения ждут в новом учебном году, чем живёт школа сегодня и какая она – 22-я – мы решили узнать у её директора Аллы Валерьевны Червонных.
– Алла Валерьевна, поздравляем Вас с началом учебного года! В этом году в школе завершились все ремонтные работы?
– Спасибо за поздравления! Всё верно – в этом году мы закончили капитальный ремонт во всех частях здания: в первой, которой 135 лет, и во второй, которая работает с 1992 года. В исторической части здания ремонт был сделан впервые за всю историю школы: поменяли коммуникации, инженерные сети, заменили оконные блоки, двери и прочие работы. Ну, а уже летом закончилось благоустройство территории. Так, мы – нарядные и красивые – открыли новый учебный год!
– Расскажите, как прошло 1 сентября? Есть ли какие-то особые традиции в этот день?
–День знаний отметили прекрасно: было солнечно, мы впервые за два года мы собрались во внутреннем благоустроенном дворе школы. На «ура» провели все три линейки, ребята соскучились и были рады вновь встретиться со школой и друзьями.
На сегодняшний день у нас учится более 1200 детей. За лето ребята всегда вырастают, и мы их порой не узнаём! Ну, а первоклашки и 11-е классы – это всегда очень трогательная история. У нас существует традиция: нарядные малыши в школьной форме с ранцами за плечами выходят на первую линейку за руку с будущими выпускниками. Обязательно старшие ребята дарят первоклассникам колокольчики – символ школьного звонка. И, конечно, неизменные цветы, торты, поздравления педагогов.
Если говорить о традициях в школе №22, то важно понимать, какую жизнь прожили её стены и ученики всех поколений. Так, историческое здание было построено в 1890 году на средства купцов-меценатов Рожновых по инициативе Евгении Павловны Серебренниковой (в то время – единственной женщины-офтальмолога на Урале). Сначала это был приют для слепых детей, потом – школа-коммуна для сирот, школа для девочек, школа-семилетка, во время двух войн – госпиталь.
В 60-е годы школа приобрела статус «с углублённым изучением французского языка». Поскольку город был закрытым, дети и учителя изучали язык, не выезжая за пределы страны. И только в 1989 году началось сотрудничество с городами, школами и лицеями Франции, которое продлилось целое десятилетие. В 2009 общение возобновилось, снова настало плодотворное и богатое на проекты и обмены время.
– Какие ещё есть традиции в школе?
– Школьных традиций очень много. В числе основных: первый и последний звонок, выпускные вечера. Обязательно школьная весна и День школы, где дети демонстрируют на сцене свои таланты. На День учителя устраиваем школьное самоуправление – «День дублёра». Торжественный приём у директора, где мы чествуем лучших детей, родителей и педагогов. В конце года – турнир по бальным танцам для начальной школы. Мы много сотрудничаем с родителями: проводим конференции, интеллектуальные квесты «Семь сезонов семьи», концерты ко Дню матери и пр. Также в этом году в школе создан музей.
– На Ваш взгляд, какая сегодня школа №22?
–Недавно одна из моих коллег сказала, что в 22-й школе традиции сильные, а инновации огненные. Отсюда вытекает наш принцип: сплав традиций и инноваций. Мы создаём воспитывающее пространство, и, как сказала министр образования и науки Пермского края Р.А. Кассина: «И даже стены в школе №22 разговаривают с детьми». На 2-м этаже у нас изображена временна́я лента истории школы, есть много пространств, которые говорят о полиязычной направленности.
– Расскажите, к чему сейчас стремится школа с таким багажом знаний и опыта?
– Безусловно, сегодня мы продолжаем линию сохранения исторического наследия, развиваем школьный музей. Также мне бы хотелось получить статус школы «с углублённым изучением иностранных языков им. Е.П. Серебренниковой».
Ещё одно направление нашей работы – взаимодействие с китайской школой из г. Циндао. В прошлом году мы заключили соглашение о сотрудничестве, проводили бесплатные онлайн-уроки китайского языка. Мы всегда ведём работу с одарёнными детьми, ученики участвуют во всероссийских олимпиадах. И, конечно, мы поддерживаем различные мощные проекты в городе и крае.
– Институт советников по воспитанию – в чём его польза?
– Это замечательная и своевременная идея. В нашей школе советник прекрасно справляется с обязанностями: её любят дети, вокруг неё устроена вся работа РДДМ, она руководит школьной думой. Это огромная помощь заместителю директора по воспитательной работе в создании воспитывающей среды в школе. Например, наши старшеклассники вместе с советником сами решили вернуть традицию проведения школьных балов. Одним словом – я полностью это поддерживаю.
– Как Вы понимаете программу «Развитие суверенной системы образования»?
– Суверенное образование – значит, независимое. Наша страна долгие годы была в составе Болонской конвенции, в результате которой появилось деление на бакалавриат, магистратуру, специалитет. Сегодня создаётся своя суверенная крепкая система как общего среднего образования, так и высшего. Для выполнения этой задачи мы, школы, можем создавать условия для профессионального самоопределения детей, работать над высоким качеством образования, сотрудничать с вузами и, конечно, воспитывать кадры для будущего России – как среди учеников, так и среди педагогов.
– Есть ли какой-то рецепт успеха школы, её учеников и педагогов?
– Рецепт один: просто любить – школу и своё дело. Когда человек любит свою работу, то преград для него не существует. Начинают включаться механизмы, благодаря которым можно реализовать любой проект и достичь любой цели. Эти ценности понятные и простые: любовь и уважение к человеку.
На протяжении нашего разговора Алла Валерьевна спокойно и вдумчиво рассуждала о многоликом образе школы: что вызывает гордость в прошлом, над чем необходимо работать в настоящем, какие цели ожидают всех в будущем. А дальше – прогулка по длинным коридорам, классам – кузницам талантов, которые ещё сохранили запах новизны. Вы замечали, что место, которое любят и чтят, зачастую невольно вызывает чувство приятной ностальгии? И школа №22 – лишь подтверждение этого правила.
Татьяна Сукрушева