«БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА» – О КОНКУРСЕ И НЕ ТОЛЬКО!
Совсем недавно прошёл финал конкурса «Большая Перемена». Об особенностях проведения конкурса, а также о перспективах для участников рассказали ученицы старших классов МАОУ «СОШ № 22 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми – Вероника Спиридонова, Эвелина Шигина и Люба Сотонина.
В чём суть конкурса «Большая Перемена»?
Люба: В рамках конкурса мы создаём социально направленные проекты. Можно решать глобальные или более локальные задачи, однако всё равно в первую очередь важно, чтобы проект приносил пользу людям.
Какие задания былина заочном этапе конкурса?
Вероника: Заочный этап делится на две части. Первая часть – это знакомство, где надо подготовить видеовизитку и написать эссе о своей мечте, освоих целях илио проекте, который хотелось бы реализовать.
Вторая часть – это кейсовые задания под общим названием «Командная гонка». Там ты выбираешь одно из одиннадцати направлений, а внутри направления выбираешь кейс, затем решаешь его и отправляешь решение на проверку.
Как проходил полуфинал мероприятия?
Эвелина: Полуфинал проходил в другом городе. В этом году нас отправляли в Саранск, а в прошлом году, когда я победила в конкурсе, полуфинал проходил в Нижнем Новгороде. Тогда всех ребят разделили на команды по 12 человек, после чего нас заводили на площадки, где выдавали какую-нибудь социальную проблему или проблему другой направленности, которую нужно было решить в течение 10 часов в несколько этапов. Первый этап – продумывание самой идеи. Второй этап – создание каких-то дополнительных моделейи объектов. Третий этап – подготовка к защите проекта. На следующий день на полуфинале мы защищали свой проект перед экспертным жюри. Во время полуфинала проводились различные тренинги и встречи с представителями разных сфер деятельности. Нам рассказывали об IT-аспектах, о само презентации и о том, какие «подводные камни» могут встретиться в ходе защиты.
А какой у тебя был проект?
Эвелина: У меня был проект под названием «Экологический город». Я разрабатывала сеть экологических городов. Суть в том, чтобы объединить пять городов одной общей магистралью – как железнодорожной, так и автомобильной, чтобы между ними можно было удобно перемещать ресурсы.
Расскажите о финале конкурса.
Вероника: Финал проходит в том же формате, что и полуфинал, но уже в «Артеке». Ребят снова делят на команды по 12 человек и заселяют по лагерям. Сам финал проводится на нескольких площадках. Сперва выдаются задачи с социальными проблемами, экологическими проблемами и проблемами в сфере образования. Дети в командах решают эти задачи, чтобы представить свои решения на суд экспертов. На следующий день проходит защита работ, а эксперты выставляют баллы – личные и командные. Всё это суммируется с результатами предыдущих этапов, а затем составляется рейтинговый список. Первые 300 человек категории 8-9 классов и 300 человек в категории 10 классов получают выигрыш.
Какая главная тема была затронута в финале этого года и какие проекты нужно былопрезентовать?
Вероника: У нас финал был посвящён следующему году. 2023 год в России объявлен Годом наставников и педагогов. Мы решали проблемы в сфере педагогической деятельности. Нам нужно было создать образ идеального наставника, идеальную образовательную среду и образовательный портал. В итоге мы предложили модель самообразования – без помощи взрослых. На данный момент проблема заключается в том, чтобы ребёнок был замотивирован обучаться самостоятельно.
Какой он – идеальный наставник?
Люба: Идеальный наставник, как минимум, должен быть другом для ребёнка, должен быть наравне, должен понимать ребёнкаи гореть своим делом.
Вероника: Идеальный наставник должен быть другом, должен поддерживать ребёнка и разбираться в той сфере, которая ребёнку интересна.
Как проходило награждение?
Вероника: Для вручения награды всех детей вызывали на костровой площади каждого лагеря. Сначала вызывали призёров, а потом – победителей. Было непросто пережить этот момент, поскольку мы все очень сильно волновались.
Какими навыками и умениями нужно обладать, чтобы победить в конкурсе?
Вероника: В полуфинале проверяется интеллектуальное лидерство, личное лидерство, коммуникативность, креативность и альтруизм. В финале нужно было ориентироваться на результат и показать когнитивную гибкость. Но самый главный навык – это умение работать в команде и приспосабливаться к обстоятельствам, в которых ты работаешь, и к людям, с которыми ты работаешь.
Вы – участницы разных лет. Насколько всё поменялось за годы существования конкурса? Расскажите о личных впечатлениях.
Эвелина: Я участвую с самого основания конкурса – с первого по третий сезон. Могу сказать, что за это время очень многое изменилось. В первом сезоне задания были более обобщёнными, а требования – более размытыми. Нам просто давался проект, и дальше всё шло так, как шло. Второй сезон, по моему мнению, был самым объективным. Были адекватные и вполне решаемые задачи. Была хорошая организация, были хорошие задания и хорошие люди. В третьем сезоне организаторы стали добавлять задания, которые я, как участник первых двух сезонов, считаю немножко неправильными и необъективными. В третьем сезоне трудно было показать конкретный полезный результат, решение просто существовало само по себе.
И всё равно конкурс «Большая Перемена» дал мне много возможностей. Например, я побывала на Северном полюсе на «Ледоколе Открытий» в июле этого года и посетила много других удивительных мероприятиях. Я уверена, что и впереди меня ждёт немало интересных событий.
Вероника: Я участвую в конкурсе «Большая Перемена» со второго сезона. Во втором сезоне участвовала за 5-7 классы. Там абсолютно другая система. Там нет полуфинала. Сперва дистанционный этап, а потом сразу финал в «Артеке». Задания намного легче. Дети ещё ничего не понимают – буквально только в среднюю школу перешли. Победить там намного проще, чем в старших классах. И за победу дают не денежный приз, а «Путешествие Мечты». Для меня это было очень значимое событие. К сожалению, всё закончилось раньше, чем хотелось бы, – из-за эпидемиологической ситуации в России. Однако именно со второго сезона начался мой путь в «Большой Перемене». Я познакомилась со многими интересными людьми ивступила в региональную команду Пермского края. С 2022 года я начала ездить на разные мероприятия, а также побывала на «Марафоне открытий» и на всевозможных фестивалях.
Я думаю, что раньше дети не были так зациклены на победе в конкурсе и на деньгах –участвовали ради самого факта участия и для того,чтобы познакомиться с другими детьми. А сейчас все очень нацелены на результат – на денежный приз. Всё меньше и меньше этой душевной атмосферы. Конечно, это грустно, но что поделать… бывает.
Люба: Я участвовала в конкурсе два раза. В первый раз это было вместе с Никой в седьмом классе, но тогда я не прошла в финал. Тем не менее «Большая Перемена» кардинально поменяла мою жизнь. Могу сказать, что я действительно очень благодарна этому конкурсу, потому что там я встретила очень интересных людей. Я говорю о людях, потому что для меня это очень важно. Новые знакомства, новые умения, новые друзья. И это очень круто! Однако, как правильно заметила Ника, сейчас очень многие едут не за возможностями, не за эмоциями ине ради новых знакомств, а именно за деньгами. Вот что для нынешних конкурсантов является важным. Деньги – это, конечно, очень-очень приятный бонус, но когда ты участвуешь в конкурсе не ради денег, то гораздо проще переживаешь поражение. Даже если ты просто призёр, а не победитель, с тобой остаются и наработанные навыки, и приятные впечатления, и обретённые друзья.
Надя Лелькина