"В ПЕРМИ НЕ БЫЛ". О ЧЕМ ГРУСТИЛ, УМИРАЯ НА ЧУЖБИНЕ, СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ
В Дягилевской гимназии, что на улице Сибирской в Перми, хранится уникальный документ. С виду это небольшой лист обычной бумаги с отпечатанным текстом, помещённый в рамку. За короткими предложениями, написанными сухим, бюрократическим языком, скрывается судьба человека, который очень любил Россию, но так и не смог вернуться домой.
Документ этот – выписка из заседания Особого комитета по организации заграничных артистических турне и художественных выставок при Комиссии Заграничной помощи, датированная 27 января 1925 года. Слева – тема заседания «О желательности въезда в СССР директора Русского Балета в Монте-Карло С.П. Дягилева и артиста его балета, английского гражданина П. Кай». Справа – итог. Коротко, как приговор: «Постановили въезд считать нежелательным».
В последние годы своей жизни Сергей Дягилев мучительно мечтал вернуться на родину, однако сделать он этого не смог. Сергей Павлович умер и был похоронен в Венеции, а в родной Перми даже само имя Дягилева какое-то время было нежелательно употреблять. Только сейчас удалось оценить по достоинству весь тот вклад, который внёс импресарио в культуру России. Чем же так важно наследие Дягилева?
Важнее вопросов жизни и чести
«Русские сезоны» – именно так Сергей Дягилев назвал свой прорывной проект, который заставил Европу, а потом и Америку восхищаться и удивляться. Новаторские и уникальные балеты, в которых блистали лучшие русские танцовщики, он приправил яркими декорациями, костюмами и музыкой. Ничего подобного ранее мир не видел. Мало кто знает, что идею «сезонов» Сергей Павлович вполне мог почерпнуть дома, в Перми. В 1887 году его талантливая семья организовала в городском театре «Русский исторический концерт с живыми картинами», включив в программу произведения русских композиторов.
Директор Дягилевской гимназии Раиса Дмитриевна Зобачёва рассказала, что первые постановки «Русских сезонов» были связаны с русской музыкой и культурой, а также с историческим наследием страны. Прославление русского искусства стало целью великого импресарио, и он её достиг.
«Чем дальше уходит в даль времён Сергей Павлович, тем значимее становится его фигура. Дягилев часто говорил: “Мне до боли сердечной обидно, когда дурно говорят о России”. И он сделал очень много для того, чтобы это изменить. Дягилев считал, что победа русского искусства за рубежом для него важнее вопросов жизни и чести, – говорит Раиса Дмитриевна. – Он любил землю, где родился, и питался этими воспоминаниями. Сергей Лифарь писал, что в день, когда Дягилев умирал (19 августа 1929 г.), в Венеции была невиданная по силе буря. Море вышло из берегов, главную площадь залило, небо озаряли молнии, земля дрожала, а деревья вырывало с корнями. Когда всё успокоилось, перед заходом солнца Сергею Павловичу на лицо упали лучи. По лицу скатились две слезы, и он сказал: “В Перми не был”. В последний раз он был здесь в 1904 году. Вот такая судьба…»
Куда рвалась душа
Сергей Дягилев долгие годы провёл за границей. Через несколько лет после революции 1917 года он пытался приехать в Россию, однако его заклеймили как пример «буржуазного декаданса» и отказали во въезде. Находясь за рубежом, Дягилев объездил много городов и стран.
В итоге в последние годы жизни пристанищем Сергея Павловича стало маленькое государство Монако. Здесь он увлёкся коллекционированием. В его коллекции было около двух тысяч редких экземпляров книг русских писателей и их автографов. Конечно, он продолжал работать над «Русскими сезонами». В те годы «сезоны» не имели такого шумного успеха, как прежде, однако они всё равно привлекали внимание публики. В 1929 году 22-й сезон антрепризы прошёл в Лондоне с большим успехом! Дягилев нежно попрощался с труппой, сказав, что спокоен за будущее проекта, и отправился на лечение.
Дело в том, что в 1921 году у Сергея Павловича диагностировали сахарный диабет. Рекомендации врачей он не соблюдал, да и эффективного лечения тогда не было. Год от года ему становилось хуже. Летом 1929 года Дягилев, находясь в Венеции, почувствовал себя плохо и «сгорел» буквально за несколько дней. Русский и французский театральный деятель (соратник Дягилева) Борис Кохно вспоминал о последних днях импресарио: «Один момент дрожит, следующий момент он жалуется, что задыхается от высокой температуры. Его бросало то в жар, то в холод. Он постоянно просил открыть или закрыть то дверь, то окно».
Сергей Павлович умер 19 августа 1929 года. В тот же день весть о кончине знаменитого русского импресарио в Венеции мгновенно облетела крупнейшие телеграфные агентства Запада. В России, куда рвалась душа Дягилева, об этом узнали позже всех. Деньги на похороны Сергея Павловича дала легендарная Коко Шанель, с которой он дружил и сотрудничал долгие годы.
Как Россия вернула Дягилева
Дягилев «вернулся» на Родину в 80-е годы. Точнее, Родина сама вернула его. Память о нём возродили увлечённые исследователи его трудов. Автор биографии Дягилева в серии ЖЗЛ Олег Брезгин вспоминает, что «Дягилевское движение» в Перми появилось в начале 60-х годов. В 1972 году даже готовили к выпуску на пермском ТВ передачу, посвящённую столетию со дня рождения Сергея Дягилева, однако тогда чиновники идею не оценили и не позволили реализовать этот проект, так как в то время имя Дягилева было под негласным запретом.
«Консультантом сценария телепередачи была московский историк балета Наталия Рославлева. Она стояла у истоков “Дягилевского движения” в Перми, вдохновляла и подталкивала пермяков искать старожилов, знающих что-либо о семье Дягилевых, а также о музыкальных вечерах, которые устраивались в их доме. Свою большую коллекцию иностранных книг о Дягилеве и его “Русских балетах” она завещала Пермской областной (ныне краевой) библиотеке им. М. Горького», – вспоминает Олег Брезгин.
Началом триумфального возвращения Дягилева в Россию стала выставка «Москва, Париж 1900 – 1932», которая прошла в 1981 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В следующем году вышел двухтомник «Сергей Дягилев и русское искусство», который мгновенно стал настольной книгой для искусствоведов и любителей. Весной 1987 года впервые прошли «Дягилевские торжества», которые включали в себя концерты, «Дягилевские чтения» и выставку. Проходили торжества не в столице, а в Перми, где сохранился родовой дом Дягилева. С тех пор Пермь играет главную роль в деле увековечивания его памяти.
Колдовское очарование
Сергей Дягилев был одним их самых ярких и влиятельных деятелей Серебряного века. Уникальная по своему масштабу личность – он обладал многими талантами, проницательным умом, энергией и тонким художественным чутьём. Он был потрясающе работоспособным и хорошо разбирался в искусстве. Ещё до «Русских сезонов» он проявил себя как яркий художественный критик, а затем организовал выставку русских портретов в Таврическом дворце Санкт-Петербурга – таких масштабных художественных проектов до Дягилева в России ещё не было.
«Русские сезоны», для которых он собирал лучших танцовщиков, при этом давая дорогу молодым и талантливым художникам и композиторам, стали очередной ступенью в его деятельности. Ученики Дягилева основали танцевальные школы в США (Джордж Балачин) и Англии (Нинетт де Валуа и Мари Рамбер), а один из самых знаменитых участников сезонов, Серж Лифарь, возрождал знаменитый балет «Парижской оперы».
Многие современники Дягилева говорят о практически колдовском очаровании импресарио. При этом он ясно понимал, какой цели хочет достичь, много работал и всегда помнил о своих корнях.
В год 150-летия со дня рождения Сергея Дягилева редакция «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровала наследие семьи Дягилевых.
На сайте «Неизвестный Дягилев» в формате 3D-тура можно прогуляться по дому Дягилева в Перми, рассмотреть этикетки вин Бикбардинского винокуренного завода, а также увидеть уникальные экспонаты музея «Дом Дягилева». Переходите по ссылке dyagilev.perm.aif.ru!
А ещё мы создали набор стикеров «Неизвестный Дягилев» для приложения «Телеграм». Добавляйте к себе, чтобы делиться эмоциями с друзьями! https://t.me/addstickers/DyagilevNeizvestnii
Источник фотографий: проект «Неизвестный Дягилев».