ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ПОЗИЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
МАОУ «СОШ «Петролеум+» – активная школа Перми, готовая принять участие в профориентационных проектах, организованных нашей редакцией. Директор школы Артём Валерьевич Исаков отмечает: «Вопрос профессионального самоопределения для нас всегда был важен. Здесь необходима координация и преемственность действий всех заинтересованных сторон, чтобы мы усиливали работу друг друга в целях устойчивого профессионального интереса нашего выпускника – потенциального абитуриента».
Чтобы решить, как работать в сложившихся условиях, школа «Петролеум+» организовала круглый стол «Готовность к профессиональному самоопределению: вопросы преемственности». Мероприятие прошло в рамках деловой программы чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
Татьяна Викторовна Никонова, к.п.н, представитель регионального координационного центра WorldSkills Russia в Пермском крае:
«В основном, детям показывают парадную сторону профессии, а что стоит за ней? Наш чемпионат позволяет школьникам увидеть, сколько всего нужно вложить, чтобы получить результат. Только после этого ребёнок сможет понять, готов ли он тратить столько сил, чтобы достигать нужного результата на работе».
Виталий Дмитриевич Щипицын, к.ф-м.н., куратор направления «Физика» Открытого университета при ПГГПУ:
«Сейчас у школьников есть пространство выбора, которого не было раньше, – открытые университеты, которые предполагают знакомство с профессией, предприятиями, погружение в профессиональную среду, профориентационные лагеря. Сложностью является то, что вузы должны заниматься профессиональным самоопределением непрофессионалов: при поступлении на физический факультет ПГГПУ, например, необходимо сдавать обществознание, что ограничивает возможности приёма тех абитуриентов, кто заканчивал технические классы».
Ксения Астахова, студентка 2 курса механико-математического факультета УрФУ:
«Считаю, что в профессиональном самоопределении детей нужен диалог с конкретными людьми – студентами вуза или представителями профессии. И эти люди должны искренне любить свою профессию. Ведь невозможно заинтересовать детей тем, что тебе самому не интересно».
Надежда Владимировна Савинова, менеджер Центра маркетинга и коммуникаций НИУ ВШЭ – Пермь:
«Преемственность самоопределения между школой и вузом мы обеспечиваем работой с профильными классами и информированием школ-партнёров о возможностях нашего высшего образования. Опасность для самоопределения школьника вижу в том, что старшеклассники выбирают предмет для ЕГЭ, на основании которого и происходит выбор профессии. А профессия – это не предмет».
Константин Владимирович Шаров, ответственный за довузовскую подготовку на механико-технологическом факультете ПНИПУ:
«Для устойчивого профессионального выбора необходимо начать не с выбора вуза, а с ответа на вопрос «Кем я хочу стать?». Исходя из этого, уже надо решать, какой вуз выбрать, какую специальность, какой профиль. Поэтому задача вузов – обеспечить будущих абитуриентов полезным контентом, погружениями, мастер-классами, чтобы у школьника была возможность «потрогать профессию».
Надежда Владимировна Борисова, д.п.н, декан историко-политологического факультета ПГНИУ:
«Мы даём нашим студентам широкий спектр компетенций, которые не замыкаются на одной профессии. Наши выпускники, заканчивая, например, политологию и международные отношения, приходят работать в крупные, в том числе, международные компании в области IT, массовых коммуникаций, и оказываются очень востребованы. Мы даём студентам свободу – это обязательное условие для формирования жёстких и мягких компетенций».
Наталья Александровна Ханова, главный редактор газеты «Перемена-Пермь»:
«Нам нужно избавиться от монополии на «свою» тему в вопросах самоопределения. Пока каждое учебное заведение заинтересовано в том, чтобы абитуриенты поступали именно в него, и эта конкуренция лишает нас возможности работать вместе, исходя из интересов ребёнка. Выход – объединение усилий в сетевом партнёрстве».
Наталья Былёва