"ШКОЛА НЕ МОЖЕТ НЕ МЕНЯТЬСЯ"

18 февраля 2022 , 20:58

Школы, вобравшие в себя десятки лет педагогического и административного опыта, сейчас являются фактически живыми историческими памятниками, которые не стоят на месте, подобно бронзовым скульптурам или зданиям, а смело идут вперёд к светлому будущему, встречая каждый новый день решением актуальных задач современными способами. МАОУ «Инженерная школа» г. Перми (прежде школа №16) в этом году отмечает 50-летний юбилей. Об уникальности подходов к образованию и воспитанию в «Инженерной школе», а также о планах мероприятий в юбилейный год мы побеседовали с директором – Валентиной Викторовной Филипович.

 

Валентина Викторовна, с чего и когда начался ваш личный путь в школе?

 

– Уже скоро 35 лет, как я работаю в данном образовательном учреждении. Начинала учителем русского языка и литературы, через 4 года стала заместителем директора, и вот уже с 2004 года я возглавляю нашу школу.

 

Расскажите, как школа № 16 стала «Инженерной»?

 

– Наша школа всегда была тесно связана и с нашим градообразующим предприятием, и с политехническим институтом: выпускники школы № 16 выбирали для поступления аэрокосмический, электротехнический и химико-технологический факультеты. Эти дети были продолжателями династий конструкторов, инженеров и технологов, работавших на КБ машиностроения (сейчас ПАО НПО «Искра»). Их родители были успешны на своём предприятии и рекомендовали своим детям получить ту же профессию.

 

К тому же Пермский край был и остаётся прежде всего промышленным регионом, поэтому в своё время была поставлена задача подготовки будущих инженерных кадров уже со школьной скамьи. МАОУ «СОШ № 16» г. Перми ещё в 2012 году стала первым образовательным учреждением, защитившим инновационную образовательную программу инженерного образования на городском научно-методическом совете при МАОУ ДПО «ЦРСО» г. Перми (2012), которая была утверждена Министерством образования и науки Пермского края и Департаментом образования города Перми. Так мы стали первой Уникальной школой в городе.

 

Как изменилось оснащение школы в связи с работой в данном направлении? Что сегодня, помимо связей с предприятиями и исторической составляющей, позволяет сказать, что школа – действительно Инженерная? Какие наработаны традиции?

 

– Система поддержки инновационных школ предполагает дополнительное финансирование. Благодаря этим средствам были оснащены новейшим оборудованием мастерские и кабинеты технологии, физики и химии со специализированными и универсальными инженерно-конструкторскими лабораториями, а также привлечены к работе специалисты различного уровня со стороны социальных партнёров города Перми. Начиная с 7 класса, наши школьники получают уникальную услугу дополнительного образования в форме профессиональных проб и практик в отдельный учебный день, который называется Инженерным днём. В течение четверти ребята могут выбрать две пробы, и каждую новую четверть выбор меняется. Таким образом, за время учебного года семиклассники и восьмиклассники могут попробовать свои силы в разных технических и прикладных специальностях: гравер, токарь, слесарь, швея-универсал (кстати, даже мальчики выбирают данную специальность, ведь кабинеты технологии оснащены современными швейными машинками, с помощью которых можно вышивать по заранее запрограммированному на компьютере рисунку). Очень много проб связано с IT-сферой: анимация, сайтостроение, робототехника. А чтобы в дальнейшем не возникало проблем с профильной физикой и химией, на специальном оборудовании можно заниматься физическими экспериментами или химическим анализом.

 

 

Расскажите о тех, кто сегодня работает в школе. Хватает ли педагогов и потенциала на поддержание инженерного направления?

 

– В основном школа укомплектована своими кадрами. Конечно, у наших педагогов большая нагрузка, потому что им приходится не только преподавать свои предметы, но и вести курсы инженерной направленности. Также мы работаем с колледжами и вузами. Тех специалистов, которых у нас не хватает, мы «заимствуем» в образовательных учреждениях, с которыми сотрудничаем. Например, профильную физику преподаёт аспирант ПНИПУ Константин Латкин. Ему 30 лет, поэтому он со старшеклассниками, как говорится, «на одной волне», физику объясняет понятно, и результаты ЕГЭ у нас по этому предмету хорошие. В настоящее время Инженерный день у нас по субботам, поэтому некоторые пробы приходят проводить молодые инженеры с НПО «Искра». С 2022 года у нас появилась проба «Архитектурная нить», занятия на которой ведёт настоящий архитектор Екатерина Козлова: у неё есть собственное архитектурное бюро. А в первом полугодии наша выпускница, сейчас студентка 3 курса ВШЭ, Лена Ясырева учила подростков заниматься продвижением различного контента на примере социальной сети «Инстаграм».

 

Какие тенденции в выборе профессии у недавних выпускников?

 

– Мы тесно сотрудничаем со средними специальными заведениями: с колледжем им. Н.Г. Славянова, авиационным и строительным, поэтому ученики основной школы после сдачи ОГЭ и получения аттестата ориентированы на получение дальнейшей специальности именно в этих колледжах. Но школа большая, и было бы неправильно, если бы мы всех учеников погружали только в это направление. Среди наших выпускников есть те, кто выбрал профессию юриста, педагога, врача, дизайнера. В настоящее время налажено взаимодействие с Пермским аграрно-технологическим университетом (бывшей сельхозакадемией). Мы будем рады, если из наших выпускников в дальнейшем получатся хорошие агрономы или ветеринары.Инженерная школа даёт прочные знания и возможность попробовать себя в различных областях. За годы моей работы в школе всегда было множество различных направлений. Когда в 90-х годах появились первые компьютеры, мы создали экономический класс, и наши ученики получили возможность поступления на экономический факультет. В течение нескольких лет школа № 16 сотрудничала с фармацевтической академией: на базе нашего учебного заведения был создан фрамкласс, и ученики раз в неделю ездили на занятия со специалистами академии. Неслучайно некоторые наши выпускники уже сами являются преподавателями в фармакадемии и занимаются научной деятельностью. Был у нас и юридический класс, ведь специальность юриста всегда была и будет востребована. Люди, занимающие высокие должности, юристы, экономисты, врачи, художники, артисты – это всё наши выпускники. Если говорить о технической отрасли, то очень многие наиболее известные сотрудники НПО «Искра» закончили в свое время школу №16.

 

 

Приходится ли школе меняться в новом времени и с каждым новым поколением? Меняется ли роль школы в отношении семьи?

 

– Школа не может не меняться. Мы идём в ногу со временем. Сейчас мы защитили инновационную программу на уровне края и выбрали направление LEGO. Кстати, мы являемся единственной школой LEGO в Пермском крае, так как заключили прямой договор с LEGO Education, поскольку это сейчас востребовано.

 

В последнее время всё чаще стали говорить, что воспитание возвращается в школу, но мне кажется, что в нашей школе оно никуда и не уходило. Патриотическое воспитание, спорт, художественное развитие... Без этого не может быть внеурочной деятельности и внеклассной работы. Всё чаще приходится ограждать детей от негативного влияния извне, особенно от деструктивных сообществ в сетях. Поэтому просто необходим киберконсультант, и у нас он есть. Надо уделять особое внимание работе с семьёй. Это, пожалуй, самое сложное, ведь в условиях ограничительных мер у педагогов нет возможности поддерживать прямой контакт с родителями: чаще приходится общаться в режиме online. Есть заинтересованные родители, которые идут к нам за консультацией, они – наши единомышленники. Но есть и такие родители, с которыми трудно наладить контакт. Тогда на помощь приходит психолого-педагогическая служба: наша, школьная, или более квалифицированная – специалисты ЦППМСП. Многим современным родителям, в силу разных причин, к сожалению, не хватает правовых и психологических знаний, вот и приходится их тоже многому учить.

 

А каково положение учителя в школе? Какие пути развития у педагогов? Насколько стабилен школьный коллектив?

 

– У нас стабильный коллектив. Я всегда говорю: к нам приходят на один месяц, на один год или на всю жизнь. И получается, если человек пришёл в нашу школу и увидел, в каком бешеном темпе мы порой живём, то он сразу делает для себя выбор: справится или не справится с такой нагрузкой. Наши педагоги уже привыкли к тому, что мир меняется и мы меняемся. В последнее время появилось очень много online-курсов и семинаров, поэтому педагоги имеют возможность совершенствовать свои предметные навыки и становиться более компетентными, а значит, нет смысла искать место лучше. Те, кто приходит к нам надолго, вливаются в слаженный коллектив и с удовольствием работают. У нас есть молодые педагоги, есть мужчины, а ещё наша уникальность заключается в том, что приблизительно 25% педагогов – выпускники нашей школы, причём это лучшие выпускники. Все мои заместители – это выпускницы этой школы, девочки, которые окончили школу с медалью и вуз с хорошими результатами. Мы в одной команде: мои девочки хорошо знают школу, её историю и традиции, они – настоящие патриотки своего образовательного учреждения. Я же их помню с тех пор, когда они были ещё ученицами – уже тогда активными и творческими. Очень радостно, что они вернулись в школу и остались на всю жизнь. Стараемся поддерживать связь и с ветеранами, они всегда остаются наставниками, передают богатый опыт и щедро делятся воспоминаниями.

 

 

Какое место занимает спорт в образовательном процессе школы?

 

– В школе №16 всегда много времени уделялось спорту. В фойе школы собрана лишь малая часть всех завоёванных на соревнованиях кубков.  Мы привыкли к тому, что второе место – это не наше, мы стремимся быть первыми и в районе, и в городе, и в крае. В 2017 году был создан школьный спортивный клуб «Ракета», которому в течение двух лет просто не было равных. Вообще, традиционным для школы видом спорта был баскетбол. Ещё в 80-х годах молодые мужчины-учителя начали баскетбольное движение, когда турниры проходили между всеми классами, а сборные команды побеждали на всех уровнях. Эту традицию мы стараемся сохранять: в 2018 году команда девушек вышла на край, но краевые команды оказались сильнее. А те молодые физруки, правда, с уже поседевшими головами, по-прежнему с нами: Юрий Бирюков тренирует учеников 4-5-х классов, а Сергей Ромашов ежегодно проводит баскетбольный турнир среди выпускников разных лет – «имени себя», так и назвал: «Кубок Михалыча». Мы будем и дальше осваивать различные виды спорта. Думаю, что однажды наши ученики поедут на Олимпиаду и прославят школу и Пермский край.

 

Расскажите, в большой школе всё-таки больше минусов или плюсов?

 

– Сложный вопрос. Школа хоть и большая, но в ней чётко организована работа всех служб, каждый заместитель директора занимается своим направлением работы. Конечно, когда обстановка более камерная и ты видишь и знаешь лично каждого ребёнка, то в этом есть определённый плюс. Но мне кажется, что я хорошо знаю всех своих 1728 учеников. Среди смешанной группы детей всегда узнаю учеников нашей школы… В большой школе у детей больше возможностей объединяться по интересам: они общаются внутри своей параллели, внутри спортивной команды, туристического клуба или агитбригады. Четыре раза в год на инженерных пробах они полностью меняют своё окружение. Так быстрее происходит социализация, дети быстрее адаптируются к изменяющимся условиям и помогают друг другу. Поэтому мы стремимся возрождать и шефство, и наставничество на всех уровнях – и среди педагогов, и среди учащихся. Создаём детско-взрослую общность – это один из новых терминов современной программы воспитания.

 

Скажите, а есть ли место творчеству в школе?

 

– Конечно! Среди выпускников нашей школы есть артисты (Наталья Князева – ведущая солистка Пермского театра оперы и балета, Алёна Михайлова – российская актриса, довольно известная сейчас по современным кинофильмам) и музыканты (например, Саша Климович создал в Москве авторскую барабанную школу, а Владис Гольк, который окончил в своё время студию Марка Захарова в ГИТИСе и успешно играл на сцене театра В. Маяковского и других известных театров, позже вернулся в Пермь, где стал преподавателем в музыкальном колледже, а последние два года руководит музыкальным театром драмы «Чайка»). 20 лет посвятила пермскому телевидению, особенно каналу                «Рифей», наша выпускница Елена Растянис. Сейчас она в команде пермского писателя Алексея Иванова продолжает творить совсем в другом формате. А впервые свои творческие способности Лена проявила в школьной театральной студии.

 

У нас есть замечательный учитель пения – Наталия Владимировна Алексеева, она создаёт хоры в классах, устраивает битвы хоров и готовит победителей вокальных конкурсов. У нас вообще много поющих педагогов, и в 2020 году, даже в условиях пандемии, они смогли записать видео для конкурса #НамНужнаОднаПобеда, где было исполнено попурри из песен военных лет, и одержали победу.

 

Третий год подряд к Дню рождения школы мы играем в КВН. Принимают участие: команда молодых и креативных педагогов, команда, состоящая из родителей, которые сами были выпускниками нашей школы, и команда старшеклассников. Лидеры и аутсайдеры каждый год меняются, но разрыв незначителен, команды идут «ноздря в ноздрю»: все достойны, веселы и находчивы, могут и спеть, и станцевать, и устроить стендап-шоу.

 

Рядом с нами находится ДК «Искра». Очень приятно видеть наших детей в числе участников тех праздников и спектаклей, которые проходят во дворце. Наши ребята и акробаты, и фокусники, и танцоры. Когда я вижу, с какой радостью они демонстрируют свои таланты, каждый раз испытываю гордость. Так школа становится центром творческой активности.

 

А повлияла ли на школу эпоха дистанционного обучения?

 

– Не могу сказать, что не повлияла. Конечно, нужно смотреть на ситуацию реально: есть активные и замотивированные учащиеся, а есть те, кто, пользуясь ситуацией, ничего не хочет делать. Такие ребятаупускают знания, и предметникам потом приходится всё это навёрстывать. И все-таки эпоха дистанционного обучения научила нас работать в таком режиме. Учителя освоили различные платформы и нашли способы взаимодействия со всеми, даже с теми, у кого нет компьютера. Подключилась и администрация: родители, у которых дома не было компьютера, обратились к нам, и мы, составив договор, выдавали необходимые технические средства для того, чтобы ребёнок не мог аргументировать отсутствие выполненных заданий тем, что дома нет необходимого оборудования. Занятия для учеников проводятся всегда в соответствии с требованиями СанПиН. Некоторые педагоги проводят занятия на оборудованном всем необходимым рабочем месте, а кто-то работает в комфортных домашних условиях. Кстати, многие предпочитают вести уроки именно с рабочего компьютера, потому что в школе скоростной интернет (практически везде проводной) и качественные камеры с чётким изображением и звуком.

 

А каким вы видите юбилейный год? Что запланировано в этом году и что должно измениться после пятидесятилетия?

 

– Мероприятия стартуют уже с февраля. Пока в наших социальных сетях. Это челлендж «Я выпускник школы 16», это серия заметок «Школа гордится выпускниками!» об известных выпускниках. Это и поздравительные ролики от родителей, учеников и выпускников. Это снежные скульптуры в честь 50-летнего юбилея. Педагогический коллектив соберётся на празднование уже в пятницу. Основное мероприятие, вечер встречи, куда мы пригласим всех желающих, состоится 8 апреля в ДК «Искра». Видите, как всё символично, ведь 12 апреля – День космонавтики, а мы тесно связаны с предприятиями космической отрасли, поэтому и мероприятия будут объединены.

 

Какие главные слова вы бы сказали учителям и ребятам в связи с юбилеем?

 

– Я бы хотела пожелать всем здоровья, потому что сейчас это – самое главное и самое ценное. Конечно же, я желаю оптимизма и бережного отношения друг к другу. Учителям желаю терпения и терпимости, творчества и умения слышать ребят. Родителям желаю быть участниками образовательного процесса, а не отдавать всё на поруки школы. Активное участие родителей очень важно, потому что воспитать ребёнка может только семья, а школа всего лишь помогает в этом. А учащимся хочется пожелать, чтобы они помнили о том, что учёба для них – самый главный труд, и важно понимать: именно сейчас они закладывают фундамент того, чтобы все их мечты и чаяния в будущем осуществились.

 

Наталья Ханова


Читайте также
ГАЙДАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2024: КАК ЭТО БЫЛО?
16 декабря, 17:13
В этом году журналистское сообщество отмечает особую дату – 120-летие со дня рождениявеликого писателя А.П. Гайдара. Его биография насчитывает немало упоминаний нашего города, поэтому в сердцах пермяков Аркадий Петрович занимает особое место. В честь юбилея журналиста были организованы Гайдаровские чтения – конференция, в рамках которой спикеры освещали разные аспекты жизни и творчества А. П. Гайдара.
Подробнее
ГОТОВИМСЯ К НОВЫМ ГРАНТАМ!
1 декабря, 09:00
Подробнее
КАК РАСТИТЬ КАДРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: итоги HR-нетворкинга на выставке «Образование и карьера 2024»
26 ноября, 18:38
9 ноября в рамках выставки «Образование и карьера 2024», проходившей в КВЦ «Пермь Экспо», состоялся HR-нетворкинг на тему «Растим кадры: как, с кем и зачем». Мероприятие собрало экспертов, представителей бизнеса и HR-специалистов для обсуждения актуальных вызовов в подготовке, адаптации и удержании персонала.
Подробнее