В ГОСТЯХ У НЕОБЫЧНОЙ ШКОЛЫ
МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» встретила нас просторными коридорами, яркими витражными окнами на боковых лестницах, фотовыставками на стенах и приветливыми лицами в приёмной. Ирина Эрнестовна Рупперт, директор образовательного учреждения, представила заместителей директора по учебно-воспитательной работе – Наталью Николаевну Трошеву и Ангелину Валерьевну Астафьеву.
У вас учатся только дети с ограниченными возможностями здоровья?
Наталья Николаевна: Да. У нас действительно учатся необычные дети – это обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, а также с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития. Всем учащимся в нашей школе предоставляются все необходимые условия для обучения в зависимости от их потребностей.
Как ребята социально взаимодействуют друг с другом? Насколько им удаётся влиться в коллектив?
Ирина Эрнестовна: Для детей с более тяжёлыми нарушениями вся жизнь в образовательном учреждении – социализация. На каждом новом этапе какие-то новые победы и личные достижения у каждого конкретного ребёнка. Этот процесс может длиться от 9 до 13 лет – столько, сколько ребёнок у нас обучается.
Как формируется образовательная среда в школе? Какие есть особенности обучения таких детей?
Наталья Николаевна: Особенности обучения – это коррекционно-развивающая область. Согласно программам коррекционной работы, процесс обучения сопровождают учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы и ассистенты. Образовательная программа также отличается: у нас нет английского, физики и химии, зато усилена область технологии. Всё, что связано с трудом и творчеством – наша специфика.
Догоняют ли ребята в социальном развитии и в приобретении необходимых компетенций выпускников обычных школ, или есть отличия?
Ангелина Валерьевна: У всех наших учеников есть главное отличие – они умеют трудиться и неустанно работают над тем, чтобы получить навыки различных профессий ещё в школе. На уроках трудового обучения мальчики осваивают столярное и слесарное дело, а девочки – швейное дело с элементами декоративно-прикладного творчества. В картонажно-переплётной мастерской ребята учатся самостоятельно макетировать и производить продукцию из бумаги и картона (блокноты, календари и сувениры). На профессиональных пробах и краткосрочных практиках в нашей школе учащиеся пробуют себя в роли парикмахера, мастера по маникюру, дизайнера и флориста. В итоге ребята не оседают дома и могут работать, но занимаются такимтрудом, где не требуется высокая квалификация.
Часто у вас бывают встречи выпускников? Узнаёте ли вы, как сложилась дальнейшая судьба у ребят?
Наталья Николаевна: Да. Выпускники сами приходят в гости и своих детей приводят к нам учиться. Первые три года после окончания школымы обязательно отслеживаем, где бывшие ученики обучаются на данный момент и какустроились в жизни. Потом они сами приходят, когда становятся совсем взрослыми и самостоятельными, и рассказывают о своих достижениях. Наши дети оказываются весьма благодарными, даже те, кто нарушал правила поведения, их благодарность особенно сильна.
И вы гордитесь ими?
Ирина Эрнестовна: Конечно! Как ими не гордиться? Когда ты начинаешь обучать маленького ребёнка, и он вырастает, приходит и говорит «спасибо» – это повод для гордости.
Елена Решетникова