Волшебство или современное образование?

20 декабря 2019 , 11:36

Большие здания, детские площадки, длинные коридоры, напоминающие лабиринты – «Перемена-Пермь» побывала в одном из учебных и в отделении ГКБОУ «Общеобразовательная школа-интернат Пермского края». А ещё это настоящее волшебное место, где есть и 14-е классы, и дети, которые учат не только обычные уроки, но и как правильно произносить или различать окружающие их звуки.

 

«Мы – единственная «отдельная» образовательная организация в Пермском крае, которая обучает детей с нарушением слуха, речи и зрения. Здесь реализуются адаптированные образовательные программы, рекомендованные для обучающихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. С каждым ребёнком работают не только учителя-предметники, но и несколько специалистов: это психологи, логопеды, дефектологи, при необходимости – тьюторы и ассистенты. Такая школа, как наша, нужна для того, чтобы после её окончания выпускник мог занять своё место в обществе, трудоустроиться или продолжить своё образование. Задача педагогов – подготовить ребёнка к социуму, чтобы он смог самостоятельно войти в общество, найти в нём себя и реализовать» – рассказывает директор школы-интерната Юрий Ильич Цыбин.

 

Хогвартс для особенных детей

Школа-интернат состоит из четырёх отделений – дошкольное (10 групп) и три учебных. В учебных отделениях на ул. Казахской, 71 и ул. Бушмакина, 20 учатся дети с нарушениями слуха и речи, в учебном отделении на ул. Самаркандской, 32 – с нарушением зрения. В каждом из них есть свои особенности и различные условия обучения. В классах обучаются от 5-ти до 12-ти человек в зависимости от реализуемой образовательной программы. Программа обучения отличается от образовательной программы в обычной школе не только количеством и набором учебных предметов, но и даже временем (сроком обучения). Например, неполное среднее общее образование мы получаем за 9 лет, а слабослышащие или глухие дети – за 11-12 лет. Некоторые ученики для того, чтобы получить полное среднее образование, в 21 год учатся в 14-м классе.

 

Помимо обычных общеобразовательных предметов, есть ещё и такие:

· Предметно-практическое обучение – урок, совмещающий развитие речи и практической деятельности. В процессе организованной на

уроке совместной практической деятельности у детей возникает потребность в общении, эта потребность используется для формирования и закрепления речевых навыков;

· Социально-бытовая ориентировка (СБО) – предмет, направленный на развитие самостоятельности при решении жизненных задач (ведение домашнего хозяйства, поведение в различных ситуациях, взаимодействие с окружающими);

· Развитие слухового восприятия – это фронтальные занятия, направленные на развитие восприятия речевых и неречевых звуков (произносимые звуки и звуки окружающей обстановки);

· Формирование речевого слуха и произносительной устной речи – индивидуальные занятия по восприятию устной речи и обучению правильного произношения звуков и внятной речи;

· Музыкально-ритмические занятия – развитие слуха и речи ребёнка с помощью музыкального сопровождения.

 

Занятия, направленные на формирование и развитие слуха и речи, производятся с использованием специальной звукоусиливающей аппаратуры коллективного (при обучении в классе) и индивидуального (на индивидуальных занятиях) пользования.

 

Школа-интернат также реализует совместный проект с Министерством образования и науки Пермского края, направленный на обучение профессии школьников. На базе учреждений среднего профессионального образования (колледжей) ученики старших классов обучаются разным профессиям: мальчики занимаются обработкой металлов, а девочки – учатся на повара. В результате после окончания школы выпускники получают не только аттестат, но и свидетельство об обучении профессии.

 

Так в чём отличие?

В классах и других помещениях для слабослышащих и глухих детей подписано всё до мелочей, почти на всех предметах имеются таблички: шкаф, доска, зеркало, столовая. По словам педагогов, так развивается зрительная память, и информацию становится проще запоминать. У детей с нарушением речи в классах такого нет, но есть набор коррекционных предметов.

 

Нина Васильевна, преподаватель русского языка и литературы:

«Наша главная задача – научить прислушиваться детей, ориентироваться, различать звуки. Например, чтобы они отличали едущую машину от человеческого топота. Еще одна задача – научить считывать с лица информацию. Это очень сложно. Попробуйте сами, слышащие, обладающие огромным словарным запасом люди выключить звук в телевизоре и понять, о чём говорят. Это очень сложно. А они как-то умудряются. Я действительно иногда сама этому удивляюсь. Как мы доносим до них математику, русский язык. И всё-таки нам это удаётся, воспитать в детях трудолюбие…».

 

Открыты все дороги…

После трех часов дня, когда уроки уже закончились, начинается самое интересное. Ребята занимаются спортом: посещают занятия по волейболу, баскетболу, греко-римской борьбе, лыжам, занимают призовые места и становятся чемпионами. Творческие коллективы «Жемчужина» и «Улыбка» выступают на российских и международных конкурсах, торжественных городских мероприятиях, в домах престарелых. Например, на протяжении уже шести лет дети выступают с артистами на ежегодном кинофестивале «Лампа», а недавно вместе с актером Александром Петровым читали стихи Пастернака. Всё это влияет и на будущее выпускников: некоторые поступают на актёров и работают в театрах.

 

Дошкольное образование

Здесь воспитываются и обучаются дети с трёх до семи лет по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Это шесть групп для детей с нарушением слуха, три – с нарушением речи и одна – планируется для детей с нарушением зрения. В группе с нарушением слуха, как и в школе, есть таблички со словами. Дети считывают слово и соотносят его с картинкой или предметом. Класс дефектолога, звукоусиливающая аппаратура, игровые комнаты и развивающие уголки – так формируется будущее особенных детей…

 

Подготовила Жанна Канкасова
Фото: Антон Лукьянов


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее